В стране растет спрос на молочку. За январь-февраль 2016 производство ключевых молочных продуктов выросло к аналогичному периоду прошлого года на 8-14%

Параллельно растут цены​. В рознице стоимость молока за год (март 2015-2016) увеличились на 16,9%, масла – на 16,3%, творога – на 21,8%.

В стоимостном выражении производство молочных продуктов за первые два месяца текущего года увеличилось на 13,1%, до 26 млрд тг. Это значительно превосходит показатели 2015 года, где рост за январь-февраль к аналогичному периоду прошлого года составлял всего 3,6%.

Доля собственного производства на рынке молочки традиционно высока. По итогам января* казахстанские производители перекрыли 83,9% спроса на молочную продукцию. Доля казахстанского производства на рынке молока и сливок – 94,2%, йогуртов и кисломолочных продуктов – 86,7%, мороженного – 71,3%, сливочного масла – 65%, сыров и творога – 57,9%, сгущенного молока и сливок – 28,2%.

События: В общеказахстанскую программу «Национальные чемпионы», о которой говорится в Плане Нации «100 конкретных шагов», вошли 28 лидеров, из которых семь – «Евразиан Фудс», «Маслодел», «Шин-Лайн», «Адал», «Айс-Плюс», «Агропродукт», «Натиже Сут» – производители молочного сектора.

*учитываются оперативные данные балансов, расчет ведется по объемам производства в натуральном выражении.

 

 

В 2015 году крупные и средние предприятия-производители отгрузили на рынок страны 330,6 тысячи тонн молока и сливок.

Лидеры по объемам отгрузок, отпустившие с заводов почти две трети всей продукции по РК – Северо-Казахстанская область (крупное предприятие – "Масло-дел", г. Петропавловск), Алматинская область (крупные компании – "Фудмастер" в г. Есик и "Raimbek Agro" в пос. Отеген батыра) и Костанайская область (крупный производитель – компания "Деп").

По темпам годового роста на первом месте Жамбылская область (сразу в 14 раз) и ЮКО (почти в полтора раза).

События: В Жамбылской области реализуется крупный пилотный проект «Меркі өнімдері», в рамках которого для производства молочной продукции объединились 40 хозяйств. Акимат области принимает меры по привлечению стратегических инвесторов, сообщил аким Карим Кокрекбаев.

В ближайшее время вокруг производственного кооператива будут созданы молочно-товарные фермы с содержанием от 70 до 200 породистых коров молочного направления. Определен участок под строительство молочного завода, разрабатывается технико-экономическое обоснование и проектно-сметная документация. От реализации проекта ожидается доведение переработки молока каждым кооперативом до 50 тонн в сутки в течение 5 лет.

При сборе новостей использованы данные порталов: www.inform.kz, www.nationalchampions.kz

 

 

В натуральном выражении за январь-февраль 2016 выпуск молока и сливок составил 74,8 тыс. тонн (плюс 8,6% к аналогичному периоду годом ранее), сливочного масла и спредов – 2,1 тыс. тонн (плюс 14%), сыра и творога – 3,7 тыс. тонн (плюс 9,7%), мороженного – 1,5 тыс. тонн (плюс 36%).

 

 

Цены предприятий-производителей* за март 2015-2016 выросли на молоко (плюс 5,2%, до 148 тг за литр), мороженное (плюс 21,4 тг за кг), кефир (плюс 7,8%, до 166 тг за литр) и сметану (плюс 7,8%, до 536 тг за кг).

Оптовые цены* по итогам марта увеличились за год практически по всем позициям, кроме кефира, который подешевел на 5,3%, до 216 тг за литр.

 

 

В розничных точках продаж* подешевело пастеризованное молоко (за март 2015-2016 – минус 3,5%, до 198 тг за литр). По всем прочим позициям цены выросли, сильнее всего – на творог (на 21,8%, до 1317 тыс. тг за кг).

Дешевле всего среди областных центров и мегаполисов в марте сырое молоко обходилось жителям Павлодара (117 тг за литр), пастеризованное молоко – жителям Талдыкоргана (141 тг за литр), как и кефир (189 тг за литр).

Самые низкие розничные цены на творог отмечены в Петропавловске (889 тг за кг), как и на сметану (597 тг за кг), на сыр – в Семее (1486 тг за кг), на сливочное масло – в Таразе (1374 тг за кг).

*Цена производителя – цена единицы реализуемой продукции в момент ее выхода из ворот предприятия, без учета НДС и акцизов, торговой и сбытовой наценки и транспортных расходов, связанных с движением продукции от производителя к покупателю.

**Оптовая цена – цена с учетом налога на добавленную стоимость, других косвенных налогов и торговых наценок, но без учета транспортных расходов по доставке товаров до потребителей.

***Розничная цена – регистрируется непосредственно в местах реализации продукции населению.