Нагрузка на трубопроводы растет: транспортировка черного золота и голубого топлива увеличилась год-к-году на 13%

Грузооборот также вырос – плюс 13% за год.

По итогам октября за 10 месяцев по трубопроводам РК было транспортировано 193 млн тонн нефти и газа – это на 13% больше прошлогодних показателей. Грузооборот за этот же период составил 107,2 млрд ткм – плюс 13,3% за год.

16 октября 2017 года запущен экспорт казахстанского газа в Китай: в течение года будет поставлено 5 млрд куб м голубого топлива. Примечательно, что по данным национального оператора в сфере газа и газоснабжения АО «КазТрансГаз» технические возможности и пропускная способность газопроводов РК позволяют экспортировать до 10 млрд куб м газа в год.

Товар будет поставляться по магистральному и транснациональному газопроводам «Бейнеу-Бозой-Шымкент» и «Центральная Азия-Китай». Экспортной экспансии предшествовала полная техническая перестройка газотранспортной системы РК: завершен газопровод «Бейнеу-Бозой-Шымкент», сдана третья нитка магистрального газопровода «Казахстан-Китай», построены высокотехнологичные газокомпрессорные станции «Бозой», «Караозек», а также дожимная компрессорная станция «Акыртобе», введена в эксплуатацию установка по осушке газа, реконструировано подземное газохранилище «Бозой».

 

 

Транзит нефти и газа в текущем году переломил негативный тренд последних лет в положительную сторону. В многолетней динамике транспортировка по магистральным трубопроводам сокращалась с 2014 года. В частности, по итогам 2016 года общий объем показывал снижение к 2015 году на 4,1%, объем транспортировки газа – на 8,5%, нефти – на 0,9%. Грузооборот магистральных трубопроводов по итогам прошлого года сократился относительно 2015 на 0,8% (за счет нефти).

Протяженность трубопроводов по РК на начало года составляла 23,27 тысячи километров, против 20,18 тыс. км пятью годами ранее. Из них 15,26 тыс. км – газопроводы, 8,02 тыс. км – нефтепроводы.

По данным Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) после 2020 года в РК можно ждать строительства новых нефтепроводов. В данный момент мощности в РК позволят транспортировать до 95 млн тонн нефти: КТК – 50 млн тонн, нефтепровод «Атырау-Самара» – 15 млн тонн, порт Актау – 5-10 млн тонн, нефтепровод «Казахстан-Китай» – 20 млн тонн. Если будет реализовано полное развитие Кашагана и завершено расширение «Тенгизшевройл», то после 2020 и ближе к 2030 году объемы нефтедобычи достигнут 130 млн тонн в год, что потребует увеличения мощностей. В планах – система Kazakhstan Caspian Transportation System (Казахстанско-Каспийская система транспортировки, потенциальные участники – Chevron) в направлении «Актау – Баку – Джейхан». Также будет расширяться китайское направление, ориентировочно – до 20 млн тонн.

 

 

Доходы предприятий от транспортировки нефти и газа выросли год-к-году всего на 4,4%. Для сравнения, показатели января-октября 2016 года обгоняли аналогичный период 2015 сразу на 55,1%.

В целом по итогам 2016 года доходы в секторе достигли 1,07 трлн тг, +39,9% к 2015 году.

 

При сборе новостей использованы данные порталов abctv.kz, dknews.kz.