Парк сельхозтехники в РК морально устарел: 3 из 4 сельскохозяйственных машин — старше 10 лет
1 апреля 2020
196
Госпрограммы призваны исправить ситуацию и стимулировать отечественное производство, хотя часть средств уходит «чужим» производителям
Мы уже писали, что в Казахстане остро стоит вопрос развития отрасли производства сельскохозяйственной техники: несмотря на рост выпуска и усилия производителей, по итогам прошлого года, согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК, казахстанские компании перекрыли всего 12,8% спроса на тракторы для сельского и лесного хозяйства, то есть более 87% рынка осталось за импортёрами.
Ещё печальнее статистика в сегменте плугов и дисковых борон: в прошлом году казахстанские компании перекрыли лишь 3,5% спроса на эти устройства.
Помимо засилья импорта, есть и другая проблема — устаревший парк сельскохозяйственной техники.
По данным Министерства сельского хозяйства РК, в 2019 году у сельхозтоваропроизводителей страны имелось в наличии 147,3 тыс. тракторов и 38,5 тыс. комбайнов, а также порядка 4 тыс. посевных комплексов, 80 тыс. сеялок и 300 тыс. единиц кормозаготовительной и почвообрабатывающей техники.
При этом 86% парка тракторов и 68% парка комбайнов — техника со сроком эксплуатации свыше 10 лет. Средний износ всего парка сельхозтехники составляет весьма пессимистичные 76%. В то же время средний уровень обновления сельхозтехники в 2018 году составил 3,5%, при оптимальном уровне в 6%.
Обновлению устаревшего парка способствуют госпрограммы субсидирования ставок вознаграждения по кредитам и лизингу, а также инвестиционное субсидирование, которое предусматривает возмещение 25% от стоимости приобретённой техники. Именно благодаря инвестсубсидированию от АО «КазАгроФинанс» был решён наиболее проблемный вопрос отсутствия у фермеров первоначального взноса за технику.
В то же время в программе инвестиционного субсидирования любопытно следующее: обозначенные 25% стоимости государство субсидирует как для казахстанской техники, так и для импортной. Этим программа кардинально отличается от, например, российского аналога — работающей с 2013 года «Госпрограммы № 1432», в рамках которой субсидии направляются на поддержку исключительно российского сельхозмашиностроения. Или же, к примеру, в текущем году схожую с нашей программу запускает Украина: государство выплатит аграриям компенсацию в 25% от стоимости сельхозтехники — однако, как и в РФ, исключительно своего, украинского производства.
В Казахстане, в свою очередь, складывается специфическая ситуация. Произведённая в стране сельхозтехника стоит в 2-3 раза, а то и более, дешевле, чем импортная. При таком раскладе получается, что государство выделяет для «чужих» производителей заметно более высокие субсидии, чем для отечественных.
Приведём пример. Комбайны казахстанского производства — например, «Есиль» или «Вектор» — стоят в среднем порядка 40–50 млн тг. Импортные — к примеру, CLAAS или John Deer — уже порядка 120–150 млн тг. Соответственно, субсидии на казахстанские комбайны составляют 10–12,5 млн тг, на импортные — 30–37,5 млн тг. Грубо говоря, государство может просубсидировать казахстанским фермерам вместо одного импортного комбайна сразу три отечественных. Даже с учётом более высокой — примерно на 20%, а в некоторых случаях и на 30% — производительности импортной техники, государству выгоднее и резоннее поддерживать отечественного производителя и стимулировать развитие казахстанского сельхозмашиностроения.
Для наглядности приведём данные Минсельхоза за 2019 год: инвестиционное субсидирование в секторе составило 103,8 млрд тг, из них 43 млрд тг было направлено на приобретение самоходной колёсной техники. 74% приобретённой техники — отечественного производства, но при этом сразу 60% субсидий пришлось на импортную технику. То есть казахстанской техники куплено втрое больше, но субсидирования на нее приходится значительно меньше (17,2 млрд тг, против 25,8 млрд тг для импортной).
Заметим, цены на импортную технику приведены на начало текущего года. Мировой кризис, связанный с пандемией COVID-19 и обрушением цен на нефть до нового минимума, привёл к очередной девальвации нацвалюты. Соответственно, стоимостный разрыв между казахстанской и американской или европейской техникой лишь увеличится. При этом парадоксальным образом увеличится и разрыв между субсидиями — в пользу импортируемой техники.
Прошлый кризис привёл к заметному падению объёмов выпуска отечественного сельхозмашиностроения в 2016–2018 годах. И лишь в 2019 году выровнялось, к примеру, производство тех же тракторов в РК. При отсутствии быстрой и эффективной реакции со стороны государства сельхозмашиностроение может ожидать новый удар и новый виток рецессии.
Тем временем выпуск сельхозтехники, как и планомерное обновление и переоснащение парка — жизненно важный для казахстанского АПК вопрос. Устаревшая техника ведёт к срыву сроков посевной и уборки урожая, завышенным расходам на топливо и запчасти, потерям урожая и прочим негативным последствиям для сельхозпроизводителей в целом.
Популярные статьи
Смотреть всеРыбоводство как стартап: благодаря господдержке в РК резко вырос интерес бизнеса к выращиванию рыбы
Запасы аквакультуры в Казахстане за несколько лет увеличились в 3,4 раза В Казахстане наблюдается активный рост производственных показателей в рыбоводстве. Читать далее...
11 января 2024
102635
В какие страны Казахстан экспортирует больше всего муки?
Производство муки в стране выросло на 1% За январь–октябрь 2023 года в РК произвели 2,7 млн тонн муки из зерновых Читать далее...
29 декабря 2023
102260
«Железные кони» рвутся в путь: выпуск легковых автомобилей в РК подскочил на 42%
Рост производства, активная локализация и новые заводы: как развивается автопром РК? Машиностроение Казахстана становится локомотивом сегмента переработки, причём как Читать далее...
16 октября 2023
101373
Действительно ли лесникам увеличили зарплаты на 100%?
Проверяем, как выполняются обещания по оснащению и финансированию лесной отрасли Прошло полгода после масштабного лесного пожара, произошедшего в резервате «Семей Читать далее...
10 ноября 2023
101279
Продажи сигарет в РК взлетели на 69% за год
Производство табачных изделий за январь–декабрь 2023 года составило в стоимостном выражении 283 млрд тг, против 287,9 млрд тг за аналогичный Читать далее...
30 января 2024
98860
На объекты ВИЭ приходится уже почти 6% выработки электроэнергии в РК. Это всё ещё очень мало, но заметно лучше, чем было ранее
По итогам прошлого года инвестиции в основной капитал в сфере производства электроэнергии в РК достигли 451,4 млрд тг — на Читать далее...
29 января 2024
97830
Может ли в Казахстане повториться ЧП с оторвавшейся дверью самолёта Boeing 737 MAX 9?
Неожиданное продолжение получил инцидент с оторванной во время полёта дверью самолёта Boeing 737 MAX 9, который 5 января этого года Читать далее...
1 февраля 2024
96071
Сотни строительных объектов в РК возводятся без лицензий и разрешений
Проблемы, связанные с деятельностью недобросовестных застройщиков и обманом дольщиков, остаются крайне актуальными в РК. Время идёт, предпринимаются меры, но население Читать далее...
20 февраля 2024
95694
Женщины руководят каждым четвёртым сельхозпредприятием в РК и зарабатывают при этом больше мужчин
В РК увеличилась доля компаний — производителей сельскохозяйственной продукции, которыми управляют женщины. Теперь каждое четвёртое (27,5%) фермерское хозяйство, компания или Читать далее...
31 января 2024
95273
Кондитерские изделия подорожали на 12%, булочки и прочая выпечка — на 14%
В некоторых регионах рост цен был значительно выше Сладости для казахстанцев очень важны. С чем же пришлось столкнуться закупившимся к Читать далее...
12 января 2024
93915
Потребление мяса и мясопродуктов в Казахстане увеличилось на 4%
В то же время цены на мясо и мясные продукты выросли на 9% За январь–сентябрь текущего года в РК произвели Читать далее...
3 ноября 2023
90551
По темпам развития МСБ Талгарский район стал одним из лучших в Алматинской области
В районе работают около 20,4 тысячи предпринимателей В первом полугодии 2023 года в Алматинской области работали 133,5 тыс. субъектов малого Читать далее...
15 января 2024
90127
Свинина подорожала на 8% за год
Поголовье свиней в РК сократилось на 4%, падёж увеличился на 14% По итогам января–ноября 2023 года в стране произвели 21,9 Читать далее...
16 января 2024
89986
Автопром — один из драйверов обрабатывающей промышленности РК
Три из пяти проданных в Казахстане автомобилей — местного производства Промышленность РК за 2021 год показала рост на 3,8% по Читать далее...
13 апреля 2022
89758
Пассажироперевозки по железной дороге, как и грузоперевозки, выросли на 2% за год
Доходы предприятий в секторе за неполный год уже составили 1,5 триллиона тенге За январь–ноябрь 2023 года железнодорожным транспортом перевезли 18,2 Читать далее...
25 декабря 2023
89141