Валовой приток прямых иностранных инвестиций в страны Центральной Азии за 13 лет превысил 378 миллиардов долларов. Из них более 77% пришлось на Казахстан

Основные инвесторы в Центральную Азию — страны Европейского союза. Доля ЕС в прямых инвестициях составила около 40%, а объём безвозмездной помощи — 1 миллиард евро

Весь XIX век в Центральной Азии шло военно-политическое противостояние между Российской империей и Великобританией, оборонявшей Индию на дальних рубежах. В настоящее время регион Центральной Азии имеет ещё более важное геополитическое и экономическое значение, так как, помимо добычи энергоресурсов, через регион проходят крупнейшие маршруты их транспортировки, в том числе газопровод «Центральная Азия — Китай» и нефтепроводная система Каспийского трубопроводного консорциума. Регион крайне важен для Китая, прежде всего как маршрут поставки энергоресурсов, альтернативный морским маршрутам. По инициативе Китая реализуется создание новых транспортно-логистических маршрутов в Центральной Азии в рамках проекта «Один пояс и один путь».

Активное освоение региона происходит за счёт прямых иностранных инвестиций*, валовой приток которых за период 2007–2019 годов составил 378,2 млрд долл. США. Значительная часть из них пришлась на освоение крупнейших нефтегазовых месторождений и развитие нефтегазотранспортной инфраструктуры.

* Прямая инвестиция — вложение средств, когда доля прямого инвестора в акционерном капитале предприятия составляет 10% и более.

 

 

В рассматриваемом периоде 2007–2019 годов на Казахстан пришлось 77,7% от валового притока прямых иностранных инвестиций. При этом Казахстан — крупнейшая страна региона, на которую приходится более 60% ВВП.

 

 

Несмотря на ряд мнений о растущем китайском влиянии в Центральной Азии, вложения китайских компаний сопоставимы с инвестициями из США и России и в 3,5 раза уступают объёмам инвестиций из стран Европейского союза.

 

 

Помимо инвестиций, Европейский союз и США выделяют значительные грантовые финансовые средства на поддержку общественно-политических институтов, в проекты защиты окружающей среды и развития гражданского общества. Китайские же власти в обозримом будущем вряд ли будут замечены в финансировании проектов развития гражданского общества и прав человека в странах региона, ввиду высокой занятости защитой прав в Гонконге и Синьцзяне.

Европейский союз разработал для Центральной Азии специальную стратегию, принятую в 2007 году и обновлённую в 2019-м, которая предусматривает укрепление политического диалога и расширение сотрудничества в ключевых областях: верховенстве закона, образовании, окружающей среде и водных ресурсах. С 2014 по 2020 год глобальный пакет помощи Европейского союза для стран региона составил около 1 миллиарда евро. Специальный представитель ЕС в Центральной Азии Питер Буриан отметил: «Эти финансовые ресурсы были предоставлены в то время, когда ЕС столкнулся с последствиями мирового финансового кризиса. Это лучшее свидетельство твёрдой приверженности ЕС безопасности, стабильности и процветанию Центральной Азии — ключевым целям нашей стратегии».

Помимо Европейского союза, США предоставили странам региона более 9 млрд долл. США прямой помощи в качестве поддержки демократических реформ и экономического роста, а также в форме гуманитарной помощи.

 

 

Примером безвозмездной финансовой помощи странам региона является деятельность Регионального экологического центра Центральной Азии, учреждённого в 2001 году правительствами пяти стран Центральной Азии и Европейским союзом. С начала основания реализовано более 250 экологических и социальных проектов в странах региона, при этом множество проектов так или иначе связано с водными ресурсами, которые в Центральной Азии представляют источник существенных экологических и политических рисков. Основными донорами проектов являются Европейский союз и США через агентство USAID.

Стратегия Европейского союза в Центральной Азии выглядит более продуманной и носит более долгосрочный характер, так как, помимо преобладании в инвестициях, значительные грантовые средства целенаправленно направляются на развитие социальных и политических институтов для достижения общей стабильности в регионе.