Повторит ли Шымкент судьбу перенаселённого Алматы? Второй южный мегаполис переживает всплеск миграции из ближайшего региона
20 сентября 2024
520
Шымкент становится привлекательным городом для переезда казахстанцев из ближайших регионов. Наряду с Алматы и Астаной второй южный мегаполис имеет положительное сальдо внутренней миграции, то есть приезжают в город больше людей, чем из него уезжают. По данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, за первое полугодие текущего года новоиспечёнными шымкентцами стали 31,1 тыс. казахстанцев из других регионов. Это на 84,7% больше, чем было зафиксировано в январе–июне 2023-го (16,8 тыс. человек). Суммарно с 2019 года в город переехали 227,7 тыс. человек.
Внешняя миграция в Шымкенте практически не оказывает влияния на демографическую статистику. За полгода из мегаполиса за границу уехали всего 85 горожан, прибывших в растущий город иностранцев насчитывалось больше: 386 человек.
Основной поток внутренних мигрантов в мегаполис приходится на жителей Туркестанской области, что говорит о росте Шымкентской агломерации. В первом полугодии 2024-го доля таких прибывших составила 69,7%, а численность — 21,7 тыс. человек. Это почти в 2 раза больше, чем в первом полугодии прошлого года (12,1 тыс. человек). Судя по многолетним данным, такой всплеск миграционной активности последний раз наблюдался после того, как Шымкент стал городом республиканского значения. В 2020–2022 годах поток мигрантов из Туркестанской области немного уменьшился. Существенный прирост наблюдается с 2023-го.
Второе место в списке регионов, откуда переезжают во второй Южный мегаполис, занимает Астана. Приток мигрантов из столицы за полгода составил 2,5 тыс. человек. Нужно отметить, что внутренние мигранты приезжают в Шымкент из всех регионов страны. В инфографику мы включили только те регионы, откуда их прибывает больше всего. Оказалось, что основные «поставщики» мигрантов — южные области и города. Их суммарная доля в межрегиональной миграции Шымкента (вместе с Туркестанской областью) составила 83,2%.
В таблице мы сравнили основные социально-демографические факторы, которые наблюдались в Шымкенте в 2019 и 2024 годах. Цифры показывают, как мегаполис изменился за годы, прошедшие после получения нового статуса. Численность населения увеличилась на 22,8%, достигнув 1,2 млн человек. Прирост более чем 220 тыс. человек был обеспечен как раз за счёт мигрантов. Согласно расчётам составителей генплана Шымкента, к 2035-му численность жителей мегаполиса увеличится ещё на 58% и приблизится к 1,9 млн человек.
Наёмных работников с 2019 года стало больше лишь на 34 тыс. человек. Номинальная зарплата увеличилась вдвое, составив в июне текущего года 302,4 тыс. тг. Больше всех в Шымкенте зарабатывают те, кто занимается логистикой, работает в сфере финансов и страхования. Безработица снизилась с 5,1% до 4,9%, однако её уровень всё ещё выше среднереспубликанского.
Существенно выросла стоимость жилья на вторичном рынке. Если в 2019 году квартиру в существующем жилом фонде Шымкента можно быть купить из расчёта 218,2 тыс. тг за кв. м, то теперь таких цен не найти. Сейчас «вторичка» в этом мегаполисе почти сравнялась по стоимости с новым жильём: 410,8 тыс. тг за кв. м (плюс 88,3% к 2019-му). Значимый рост цен показал и рынок аренды, чувствительный именно к колебаниям миграционных процессов. Стоимость аренды благоустроенного жилья в Шымкенте в июне текущего года составляла 3,4 тыс. тг за кв. м, против 1,5 тыс. тг в 2019 -м.
Сценарий демографического роста Шымкента схож с развитием Алматы, который многие годы принимает внутренних мигрантов из разных регионов и теперь решает проблемы, связанные с перенаселением. В Шымкенте рост численности населения, помимо прочего, накладывается на исторически довольно сложные инфраструктурные проблемы. По данным из Плана развития города Шымкента на 2021–2025 годы, в мегаполисе наблюдается высокий уровень изношенности коммунальных сетей: водоснабжения — на 47,2%, электроснабжения — на 49,6%, водоотведения — на 73%. Кроме того, что канализационные сети в Шымкенте находятся в плохом состоянии, их ещё крайне мало для мегаполиса. Показатель охвата микрорайонов сетями водоотведения — один из самых низких среди городов страны: всего 54%.
В десятку самых острых социально-экономических проблем Шымкента разработчики плана включили также дефицит ученических мест в школах, нехватку больниц, большие очереди на получение нового жилья, неудовлетворительное состояние 30% дорог и их низкую пропускную способность. Плюс негативные экологические факторы: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, отсутствие обеспечения окраин города централизованным вывозом мусора, несанкционированные свалки.
Популярные статьи
Смотреть всеРыбоводство как стартап: благодаря господдержке в РК резко вырос интерес бизнеса к выращиванию рыбы
Запасы аквакультуры в Казахстане за несколько лет увеличились в 3,4 раза В Казахстане наблюдается активный рост производственных показателей в рыбоводстве. Читать далее...
11 января 2024
103378
В какие страны Казахстан экспортирует больше всего муки?
Производство муки в стране выросло на 1% За январь–октябрь 2023 года в РК произвели 2,7 млн тонн муки из зерновых Читать далее...
29 декабря 2023
103012
«Железные кони» рвутся в путь: выпуск легковых автомобилей в РК подскочил на 42%
Рост производства, активная локализация и новые заводы: как развивается автопром РК? Машиностроение Казахстана становится локомотивом сегмента переработки, причём как Читать далее...
16 октября 2023
102111
Действительно ли лесникам увеличили зарплаты на 100%?
Проверяем, как выполняются обещания по оснащению и финансированию лесной отрасли Прошло полгода после масштабного лесного пожара, произошедшего в резервате «Семей Читать далее...
10 ноября 2023
102044
Продажи сигарет в РК взлетели на 69% за год
Производство табачных изделий за январь–декабрь 2023 года составило в стоимостном выражении 283 млрд тг, против 287,9 млрд тг за аналогичный Читать далее...
30 января 2024
99613
На объекты ВИЭ приходится уже почти 6% выработки электроэнергии в РК. Это всё ещё очень мало, но заметно лучше, чем было ранее
По итогам прошлого года инвестиции в основной капитал в сфере производства электроэнергии в РК достигли 451,4 млрд тг — на Читать далее...
29 января 2024
98614
Может ли в Казахстане повториться ЧП с оторвавшейся дверью самолёта Boeing 737 MAX 9?
Неожиданное продолжение получил инцидент с оторванной во время полёта дверью самолёта Boeing 737 MAX 9, который 5 января этого года Читать далее...
1 февраля 2024
96799
Сотни строительных объектов в РК возводятся без лицензий и разрешений
Проблемы, связанные с деятельностью недобросовестных застройщиков и обманом дольщиков, остаются крайне актуальными в РК. Время идёт, предпринимаются меры, но население Читать далее...
20 февраля 2024
96432
Женщины руководят каждым четвёртым сельхозпредприятием в РК и зарабатывают при этом больше мужчин
В РК увеличилась доля компаний — производителей сельскохозяйственной продукции, которыми управляют женщины. Теперь каждое четвёртое (27,5%) фермерское хозяйство, компания или Читать далее...
31 января 2024
96008
Кондитерские изделия подорожали на 12%, булочки и прочая выпечка — на 14%
В некоторых регионах рост цен был значительно выше Сладости для казахстанцев очень важны. С чем же пришлось столкнуться закупившимся к Читать далее...
12 января 2024
94666
Потребление мяса и мясопродуктов в Казахстане увеличилось на 4%
В то же время цены на мясо и мясные продукты выросли на 9% За январь–сентябрь текущего года в РК произвели Читать далее...
3 ноября 2023
91291
По темпам развития МСБ Талгарский район стал одним из лучших в Алматинской области
В районе работают около 20,4 тысячи предпринимателей В первом полугодии 2023 года в Алматинской области работали 133,5 тыс. субъектов малого Читать далее...
15 января 2024
90880
Свинина подорожала на 8% за год
Поголовье свиней в РК сократилось на 4%, падёж увеличился на 14% По итогам января–ноября 2023 года в стране произвели 21,9 Читать далее...
16 января 2024
90697
Автопром — один из драйверов обрабатывающей промышленности РК
Три из пяти проданных в Казахстане автомобилей — местного производства Промышленность РК за 2021 год показала рост на 3,8% по Читать далее...
13 апреля 2022
90471
Пассажироперевозки по железной дороге, как и грузоперевозки, выросли на 2% за год
Доходы предприятий в секторе за неполный год уже составили 1,5 триллиона тенге За январь–ноябрь 2023 года железнодорожным транспортом перевезли 18,2 Читать далее...
25 декабря 2023
89856