Сами обучим, сами «захантим»: у семи из десяти компаний, вкладывающихся в обучение персонала, затраты окупились сполна

Как бизнес Казахстана способствует развитию человеческого капитала и STEM-кадров?

Глобальная конкуренция и растущая важность науки и технологий заметно повышают во всех секторах экономики потребность в STEM-специалистах (англ. science, technology, engineering and mathematics — естественные науки, технология, инженерия и математика, обобщающий термин для технических дисциплин). По данным Национального научного фонда США, к 2026 году потребность кадров в области науки и инженерии вырастет на 13%, в то время как общая численность рабочей силы — лишь на 7%. Похожая тенденция, то есть растущая потребность в «технарях», наблюдается во всём мире. Более того: исследование группы Citi Ventures показало, что фирмы, поддерживающие STEM-образование и развитие STEM-кадров, укрепляют свои команды и развивают репутацию инновационных и ответственных брендов, что, в свою очередь, повышает их привлекательность для инвесторов и клиентов и напрямую влияет на стоимость бизнеса.

Бизнес в РК также сталкивается с глобальным запросом на развитие человеческого капитала и STEM-кадров. Можно привести немало позитивных примеров того, как казахстанские компании отвечают на этот вызов времени.

Так, Евразийская группа (Eurasian Resources Group, ERG) создала Альянс колледжей в партнёрстве с 24 ТиПО Актюбинской, Павлодарской и Костанайской областей, где расположены предприятия ERG, а также тремя университетами и международными организациями (альянсом «Один пояс — один путь», КНР и «Академией Парижа», Франция). ERG способствует оснащению учебной материально-технической базы, финансирует дополнительные стипендии для учащихся и премии для преподавателей, организует студентам и преподавателям стажировки в Китае, Германии и Франции. Производственную практику на предприятиях группы с 2022 года прошли около 7 тыс. студентов, трудоустроено в ERG более 1 тыс. молодых людей. Эта система оказывает прямое влияние на формирование профессионально-технических кадров для горнометаллургической отрасли РК.

Помимо этого, группа уже четвёртый год продолжает проект ERG mektepke, направленный на развитие среднего образования, популяризацию инженерно-технических специальностей и цифровых технологий. Проект предусматривает программы обучения учащихся, педагогов и руководителей школ, участие в глобальной конференции и доступ к интерактивной цифровой платформе. Отдельно стоит выделить проект ERG STEM Girls, школу для девочек — будущих учёных, инженеров и инноваторов, так как вовлечение женщин в STEM остаётся одним из ключевых факторов развития человеческого капитала.

Инициативы казахстанского бизнеса позитивно оценивают мировые эксперты. Так, Корпоративный университет ERG стал первой казахстанской компанией — победителем международного конкурса EFMD Excellence in Practice Awards 2024 в Лондоне. Награждён проект по обучению водителей большегрузного транспорта, результатом которого стало не только уменьшение расхода топлива до 30%, или в среднем на 100 тыс. долл. США в месяц, но и сокращение выбросов парниковых газов на 30% и более. Заметим: в конкурсе принимали участие более 40 предприятий, среди которых такие всемирно известные компании, как Google LLC, Bayer & IMD, KPMG и другие. К слову, тем или иным навыкам в Корпоративном университете ERG обучались 54 тыс. сотрудников, или около 90% персонала группы. Таким образом, компания не только растит своих будущих специалистов со школьной скамьи и до колледжей и вузов, но и обучает действующих сотрудников, способствуя регулярному повышению компетенций и квалификации.

Другой отличный пример участия в подготовке технических кадров — программа образовательных грантов «Казатомпрома» Murager. Здесь ожидаемо открываются возможности для молодёжи в регионах присутствия «Казатомпрома» — Туркестанской, Кызылординской и Восточно-Казахстанской областях. Участники программы Murager получают бесплатное обучение в одном из лучших технических колледжей или университетов Казахстана и возможность последующего трудоустройства в «Казатомпром». В программе задействовано полтора десятка вузов и колледжей, включая КазНИТУ имени К. И. Сатпаева, КазНУ имени аль-Фараби, ЮКГУ имени М. Ауэзова и прочие.

Примечательно, что о пополнении кадрового резерва «технарей» заботятся не только промышленные гиганты. Интересный и неожиданный кейс есть, например, и в финансовом секторе: с 2014 года в РК работает образовательный проект от Kaspi.kz — Kaspi Lab. В его рамках участники, прошедшие в проект на основе конкурса, могут бесплатно обучиться анализу данных, Big Data, основам SQL, SAS Base, программированию Python и т. д.

В целом в Казахстане к вопросу потребности в «технарях» подходят с разных сторон. Результаты есть. К примеру, показатели высшего технического образования достаточно позитивны. Так, в 2023/2024 учебном году в вузах страны обучалось 97,7 тыс. студентов по специальностям инженерных, обрабатывающих и строительных отраслей (плюс 4,6% за год), 56 тыс. студентов — по специальностям, связанным с информационно-коммуникационными технологиями (плюс 12,1%), 26,3 тыс. — по специальностям сферы естественных наук, математики и статистики (плюс 13,1%). Доля учащихся этих трёх направлений от общей численности студентов составила 30,4%, против 28,8% годом ранее. Ожидаемый выпуск по этим направлениям — 39,4 тыс. специалистов.

Тем временем в законодательном плане будет разработан Комплексный план по реформированию технического и профессионального образования. Такое поручение получило Министерство просвещения РК совместно с заинтересованными госорганами, акиматами и НПП «Атамекен».

Уже запущена профилизация колледжей, призванная сфокусировать регионы на подготовке кадров с техническим и профессиональным образованием. Перепрофилировано под структуры экономики регионов 195 колледжей, большая часть из которых локализована в Кызылординской и Карагандинской областях, а также в Астане. Есть и санкции: в прошедшем учебном году отозваны лицензии по 624 специальностям и 780 квалификациям.

На базе колледжей создаются мини-предприятия (технологической, мебельной, швейной и прочих сфер). Уже функционируют 26 таких предприятий, а до конца текущего года планируется открытие ещё 14. Полученные от их работы средства направляются на укрепление материально-технической базы самих учебных заведений.

Все эти мероприятия максимально своевременны. Ведь, к примеру, по расчётам Министерства труда и социальной защиты населения РК, к 2030 году Казахстану потребуется почти миллион профессиональных технических специалистов.

Об этом в своём послании говорил и президент Касым-Жомарт Токаев: «Реформа профессионального образования становится абсолютно важной с точки зрения обеспечения роста экономики и её инвестиционной привлекательности. Объявляю 2025 год Годом рабочих профессий».

Стоит отметить, что некоторый приток «технарей» даёт внешняя миграция. Так, по итогам прошлого года в Казахстан прибыли 3,4 тыс. мигрантов в возрасте от 15 лет с технической специальностью — сразу на 76,4% больше, чем годом ранее. В то же время эмигрировали из РК 2,3 тыс. «технарей» — на 46% меньше, чем год назад. То есть как минимум пока, в отличие от прошедших лет, в страну приезжает больше технических специалистов, чем уезжает, и миграционный приток растёт.

Сам по себе факт закрытия некоторой доли потребностей за счёт иностранных специалистов нельзя назвать негативным. Так, например, 45% сотрудников STEM-сферы в США, имеющих докторскую степень, родились за границей. И всё же обеспечением основного кадрового потенциала Казахстана придётся заняться самостоятельно, не надеясь на зарубежных специалистов.

На примерах из разных отраслей и регионов РК очевидно, что, если у большого бизнеса есть желание и стратегический подход, то именно влияние предпринимателей на формирование профессионального человеческого капитала становится ключевым фактором успеха в этом вопросе. То же самое отмечается и в целом в мире, где множество компаний активно инвестируют в программы переквалификации и обучения для преодоления дефицита технических специалистов. Согласно опросу McKinsey, 46% компаний планируют переобучить более пятой части своих сотрудников в ближайшие пять лет, причём 48% уже видят положительное влияние этих программ на рост доходов. При этом такая стратегия является выигрышной для самого бизнеса: почти 70% компаний отмечают, что затраты на обучение окупаются за счёт улучшения производственных показателей, повышения удовлетворённости сотрудников и качества обслуживания клиентов.