При огромных ресурсах особо охраняемых природных территорий у Казахстана нижний старт для инвестиций в экологический и экстремальный туризм

Информация по рынкам — крайне закрытая и неактуальная

По официальным данным, общая площадь особо охраняемых природных территорий в стране — 24,2 млн га. Это сопоставимо с Великобританией: территория всей страны в пределах острова — 24,4 млн га.

Если брать плотность посещений дикой природы, данные экономически нецелесообразны. Выезд одного туриста охватывает площадь в 19,2 гектара в год (футбольное поле по международным стандартам — 0,7 га). В 2013 году — 28,2 га в год.

 

 

Есть регионы, где реально сопоставлять уровень присутствия человека в дикой местности с Арктикой или Антарктикой. К примеру, в Мангистауской области плотность посещений дикой природы — 1 турист на 16 тысяч га в год, в Актюбинской — на 5,8 тысяч га в год.

Самая активная туристическая плотность к дикой природе — в Акмолинской области: в среднем один визит в год одного туриста ограничивается территориальной плотностью в 1,4 га; в Павлодарской — в 5,3 га.

 

 

Территория заповедников, где крайне ограничена активность жизнедеятельности человека — 6,7 млн га (территория сопоставима с Латвией). Это примерно 2,2% земельного фонда. В 2017 году заповедники произвели продукции всего на 1,9 миллиарда тенге. Если смотреть в пересчёте, это всего 284 тенге на 1 гектар за год. В 2016 году объём продукции заповедников за год составил 1,6 миллиардов тенге — 245 тенге с гектара.

Очевидно, что при такой производительности расходы на заповедные территории также крайне скромные. На охрану диких заповедников и защиту дикой природы площадью в 6,7 миллиона гектаров в 2017 году затрачено всего 2,2 миллиарда тенге — на 33% меньше, чем в 2016-м. В среднем годовые расходы на 1 гектар заповедника — 331 тенге.

 

 

Экономическая интеграция охотничьих хозяйств также находится на низком уровне. Согласно официальным данным, площадь закреплённых за охотничьими хозяйствами охотничьих угодий на 2017 год — около 106 тысяч гектаров. При этом объём продукции этих хозяйств в годовом значении — всего 903,7 миллиона тенге. Это, кстати, самый низкий показатель с 2013 года (показатели стабильно превышали 1 миллиард тенге).

Получается, что 1 гектар охотничьих угодий в год генерирует всего 8,5 тыс. тенге. И это при том, что охота в Казахстане является очень популярным видом туризма, по крайней мере для местных жителей.

 

 

Исходя из вышеперечисленных фактов, можно констатировать, что госсектор пока не смог найти эффективных решений для того, чтобы эффективно зарегулировать огромный потенциал казахстанской природы в экономическую систему.

Дикая природа как драгоценный и не возобновляемый ресурс фактически выведена из легального экономического оборота. Данных в этой сфере крайне мало, информации по проектам — тоже, что не позволяет привлекать какие-либо инвестиции в этот сектор.

Микрофакт: на официальном сайте Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК, в разделе Комитета лесного хозяйства и животного мира, кроме пары-тройки прошлогодних новостей до сих пор нет каких-либо вразумительных документов о том, что и как планируют развивать в Казахстане в области дикой природы.