Потребители в Казахстане оплачивают в среднем 64,5% рыночной цены энергоресурсов, наибольшие дотации приходятся на уголь

Потребители в Казахстане оплачивают в среднем 64,5% рыночной цены энергоресурсов, наибольшие дотации приходятся на уголь

 

В рейтинге Международного энергетического агентства Казахстан в 2019 году занял одиннадцатое место в мире по объёмам дотаций на энергетические ресурсы: 6,6 млрд долл. США, или 3,6% ВВП. При этом РК является единственной страной в рейтинге с дотациями на уголь (2,2 млрд долл. США). По объёмам дотаций на энергоресурсы Казахстан опережает ОАЭ и Кувейт и занимает второе место в СНГ после России.

 

 

Дотации по методике Международного энергетического агентства (МЭА) рассчитываются как отличие фактической цены от цены на внешних рынках с учётом качества поставляемого энергоресурса, учитываются и государственные инвестиции в энергетическую инфраструктуру, не вошедшие в стоимость энергии, а также налоговые и прочие преференции. Данные МЭА и оценка объёма рынков энергоресурсов позволяют оценить долю дотаций по видам энергоресурсов.

 

 

 

 

Оценка доли дотаций показывает, что стоимость электроэнергии в Казахстане на 29,4% ниже рыночной, а уголь — основное топливо энергетики страны — стоит примерно на 54,5% ниже рыночной цены. Дотации в цене угля связаны, кроме прочего, и с тем, что стоимость транспортировки угля (а также зерна и удобрений) ниже себестоимости железнодорожных перевозок и субсидируется за счёт доходов от транспортировки металлов, нефти и нефтепродуктов.

 

 

 

 

Правительство Казахстана, сдерживая и занижая стоимость энергоресурсов, преследует прежде всего социальные цели. По оценке IHS Markit, в Казахстане сложился один из самых низких в мире уровней платы за коммунальные услуги (газоснабжение и электроэнергию). В большинстве областей она составляет 3% от среднего семейного дохода, что заметно ниже, чем на рынках развитых стран (22%-24% в ЕС) и на некоторых крупных рынках стран группы БРИК (5%–8% в России и 10%–12% в Индии).

 

 

Удерживание конечных цен ниже рыночных либо даже ниже уровня окупаемости приводит к ситуации недофинансирования отрасли. Например, анонсированный с 1 апреля рост тарифов приходится только на электростанции, однако износ электросетевой инфраструктуры остаётся крайне высоким — на уровне 68%, — и тарифы на передачу электроэнергии пока повышать не планируется.

 

Социальная направленность тарифной и ценовой политики Казахстана, безусловно, является положительным моментом нашего государства, однако модернизация и переход к современным технологиям требуют корректировки тарифной политики для привлечения инвестиций в отрасль, так как дотации не смогут покрыть всех необходимых затрат на обновление энергетической инфраструктуры.