Почему умирают газеты?

Интерес читателей и, соответственно, рекламодателей переходит в онлайн-реальность

 

Объём услуг в сфере издательского дела в Казахстане растёт: в 2022 году зафиксирован рекордный показатель за последние пять лет — 61,5 млрд тг. Рост за год в стоимостном выражении — на 14,3%. Прошлые годы для этого вида бизнеса были непредсказуемыми: объёмы услуг в секторе то падали, то резко возрастали. Если сравнивать объём оказанных услуг в 2022-м и в 2017 году, то разница составит всего 17,1%.

Издание газет, журналов и другой периодики в издательской деятельности занимает 44,5%. В 2022 году совокупный объём услуг в этих трёх сегментах составил 27,4 млрд тг. Показатели здесь также росли неравномерно. Например, издание журналов и прочей периодики в прошлом году составило 5,8 млрд тг (плюс 7,2% к 2021-му), а годом ранее наблюдалось падение на 13,9%. В сравнении с показателями пятилетней давности объём услуг в этом сегменте меньше почти вдвое.

Услуги по печати газет за январь–декабрь 2022 года составили 21,6 млрд тг, с ростом к предыдущему году на 15,9%. Вроде бы заметный рост, если бы не одно «но». Пять лет назад, в 2017 году, предприятия-издатели тоже напечатали газет более чем на 21 млрд тг. Все последующие годы объём услуг в отрасли оставался в пределах лишь 17-18 млрд тг в год. С учётом инфляции возвращение к показателям 2017 года едва ли можно считать достижением.

 

 

Бизнесу, занятому в таком виде деятельности, как издание газет, явно приходится непросто. Так, скажем, если отследить изменение цен на услуги типографий для печати газет, то за 2017–2019 годы и в 2022-м удорожание в секторе не превышало 3%. А в годы пандемии издательства и вовсе сильно «просели» по ценам, им пришлось снизить расценки на 5%–7%.

Совсем другая ситуация наблюдалась по производству бумаги и бумажной продукции. Основное сырьё для выпуска газет существенно дорожало каждый год за исключением 2019-го. В прошлом году бумага стала дороже на 16,4%, в предыдущем 2021-м — на 8,6%, а в 2018 году — и вовсе на 28,3%.

Безусловно, этот фактор отразился на стоимости конечной продукции — непосредственно печатного номера газеты. Насколько сильно подорожали газеты, по выпускам Бюро национальной статистики АСПиР РК теперь проследить невозможно. С 2021 года БНС больше не отслеживает цены на этот вид товаров.

 

 

Ухудшение финансового положения редакций, которые столкнулись с ростом затрат на печать бумажных версий газет, спровоцировало также и отток рекламодателей из прессы в онлайн-СМИ и на ТВ. Это можно понять по обзорам рекламного рынка Казахстана, выполненным специалистами маркетинговой компании по исследованию СМИ TNS Central Asia. Эксперты организации в течение пяти лет анализировали потоки рекламы по основным каналам коммуникаций.

Результаты для печатных изданий удручающие: все пять лет наблюдалась отрицательная динамика. Притом в 2018–2020 годах падение было очень серьёзным — от 32,6% до 38,9% ежегодно. В прошлом году пресса потеряла ещё 12,2% своего рекламного объёма.

 

 

Снижение интереса рекламодателей — процесс, параллельный снижению популярности СМИ у аудитории. В этом плане печатная пресса действительно проиграла войну интернет-изданиям и социальным медиа. В информационной доктрине Казахстана, опубликованной в конце марта этого года на сайте президента РК, говорится, что печатные издания в стране остаются основным источником информации лишь для 9% граждан. И это преимущественно люди старшего поколения. «Переход широкой аудитории на альтернативные каналы коммуникаций свидетельствуют о том, что интерес общества к печатным изданиям неуклонно снижается. Благодаря развитию мобильного интернета социальные сети стали основным источником информации как минимум для половины населения страны, преимущественно молодёжи», — говорится в документе.

Впрочем, понять эту тенденцию можно и по сводкам новостей о закрытии газет за последние годы. Редакция Energyprom.kz собрала данные по основным причинам закрытия крупных печатных изданий за последние десять лет. Возможно, это далеко не полный список, так как в него не вошли те региональные издания, о закрытии которых не писали республиканские информагентства. Также в сети нельзя найти информацию о прекращении работы редакций районных газет. А их, надо полагать, тоже было немало.

 

 

В список почивших в последние два года вошли такие крупные некогда популярные газеты, как «Караван», «Мегаполис» и одно из старейших казахстанских изданий — «Экспресс К», которому было 103 года. Отказ от печатных версий отмечается даже в тех редакциях, которые имели «за спиной» надёжного инвестора или были филиалами крупных издательских холдингов России. К ним относятся «Известия Казахстан» и «Московский комсомолец в Казахстане». Они ушли с рынка РК ещё в 2013-2014 годах.

Одна из часто упоминаемых причин закрытия СМИ — финансовая несостоятельность бизнес-модели газеты как таковой. Поэтому многие редакции, принявшие решение продолжить работу после закрытия бумажной версии газеты, переходили полностью в электронный формат и находили новые формы работы с аудиторией и рекламодателями.

Другие упоминаемые причины закрытия, также повлиявшие на экономическое положение редакций, это потеря интереса аудитории и, как следствие, падение тиражей и снижение доступности точек продажи прессы. Очень ёмко об этом в своём прощальном письме читателям написала редакция газеты «Караван»: «Все хорошие истории рано или поздно заканчиваются. Все знают, что в мире сейчас нарастает тенденция: бумажные версии даже самых популярных изданий закрывают, потому что человек может прочитать это всё в интернете. И в Казахстане — тоже. Выросло целое поколение, которое не понимает, зачем вообще нужны газеты. Те, кому сейчас три-четыре годика, через пять–семь лет будут черпать информацию только из своих гаджетов. „Бумага“ проиграла Инету с разгромным счётом».