Туристический пессимизм: почему в Казахстане слабо развиты автобусные экскурсионные туры?
12 июля 2023
42
Росту транспортного сервиса туризма мешают системные проблемы отрасли
Казахстан планирует увеличить экономическую производительность туристической индустрии — привлекать больше туристов, предлагать им комплексные турпакеты. Согласно новой Концепции развития туристской отрасли на 2023–2029 годы, через шесть лет валовая добавленная стоимость услуг туризма должна вырасти на 80% — с 3,5 трлн до 6,3 трлн тенге. Чтобы добиться такого роста, специалисты Министерства культуры и спорта (МКС) составили список из 80 мероприятий для развития отрасли. В него включены проекты по ремонту дорог, аэропортов, строительство дорожных сервисов и т. д.
Один из индикаторов концепции — численность внутренних и иностранных туристов. По данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, в прошлом году Казахстан посетили 4,7 млн иностранцев, внутренними туристами считались 8,6 млн граждан. В планах профильного ведомства к 2029 году довести число путешествующих казахстанцев до 11 млн человек. Недавно мы писали о том, почему на самом деле нельзя все 8,6 млн внутренних посетителей считать туристами. Две трети из их числа — это люди, которые просто совершали поездки в другой город или регион к родственникам.
Реальная численность туристов, которые выезжают, чтобы открывать для себя новые города, любоваться красотами природы и отдыхать в санаториях, в разы меньше. Казахстанцев, которые в 2022 году посещали национальные природные парки, заповедники, отдыхали в санаториях и на курортах насчитывалось лишь 2,2 млн, иностранцев — всего 264,7 тыс. человек. В сравнении с 2021 годом, когда туриндустрия ещё не до конца оправилась после пандемии, отмечен рост по внутреннему туризму на 24,7%, по въездному — в 2,5 раза. Но вряд ли можно гордиться этими цифрами, учитывая масштабы выездного туризма. Из Казахстана в другие страны в прошлом году выезжали 7,7 млн человек, то есть минимум в три раза больше, чем отдыхали внутри страны.
Кроме системных инфраструктурных проблем, которые мешают развитию туриндустрии в Казахстане (плохие дороги между регионами, отсутствие элементарных санитарных условий в придорожных пунктах и прочие «больные» вопросы отрасли), к числу барьеров можно отнести также слабое развитие транспортного сервиса и пакетных турпродуктов. Нужно признать: специальных туристических автобусов даже в крупных регионах Казахстана мало. Нишу этих транспортных услуг занимают существующие автобазы со своим парком устаревших автобусов или небольшие частные фирмы.
Именно поэтому в казахстанских мегаполисах, в отличие от развитых туристических городов других стран, крайне редко можно встретить баннеры, инфокиоски, промоутеров, предлагающих автобусные экскурсии. Можно предположить, что весь маркетинг таких пакетных туруслуг перекочевал в интернет. Мы проверили эту теорию, просмотрев предложения автобусных экскурсионных туров. Несколько туроператоров Алматы и Астаны предлагают экскурсии на автобусах, однако таких предложений, в отличие от джип-туров, немного.
Условно рынок этих услуг можно разделить на две категории — автобусные экскурсии для иностранцев и для внутренних туристов. Первые стоят как правило дороже. Например, автобусная экскурсия в Чарынский каньон у одного туроператора может анонсироваться за 228 долл. США, а у другого — за 16 долл. США. Такая большая разница связана со многими сервисными факторами, крайне важными для гостей из-за границы. Туроператор, нацеленный на иностранных туристов, с высокой ценой предоставляет клиентам возможность заранее оплатить экскурсию онлайн в долларах США и даёт гарантию, что тур состоится в любом случае. По желанию можно получить англоговорящего гида и дополнительные услуги трансферта.
Средние цены на загородные автобусные туры в Алматинской области продолжительностью не более одного дня колеблются в пределах от 7 тыс. до 8,5 тыс. тг (или 16–19 долл. США) за одного человека. Многодневные экскурсии дороже — от 9 тыс. до 55 тыс. тг (или 20–123 долл. США). В их стоимость включены дополнительные услуги, начиная от питания и заканчивая кемпингом. Вилка цен большая, так как конечная стоимость билета для туриста зависит кроме всего прочего от численности группы. Если туристов собралось мало, то их возят на небольших микроавтобусах, если желающих много — на больших 50-местных автобусах.
Стоит отметить, что проблемы транспортного сервиса туризма в мегаполисах и в регионах разные. В крупнейших туристических зонах — Алматы, Астане — много туристов и мало предложений по автобусным турам. В регионах нестабильный туристический поток. Судя по открытой информации с сайтов туроператоров, многие автобусные экскурсии в регионах предлагаются вообще без фиксированных цен и постоянного расписания. Это неудобно как самим туристам, которые вынуждены подстраиваться под возможные даты, так и для транспортных компаний. Когда нет постоянного потока гостей, держать автобус с водителем и механиком специально только для туристов попросту невыгодно.
Вопрос рентабельности такого бизнеса недавно поднимался экспертной группой по туризму при Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен». Из-за нехватки специальных комфортабельных туристических автобусов на рынке услуг по аренде такого транспорта спрос превышает предложение. По законам экономики такая ситуация ведёт к росту цен, что в свою очередь отпугивает потенциальных туристов. Эксперты группы приводят в пример ситуацию, когда туристы, приезжающие в Алматы из других стран, не останавливаются в городе даже на сутки и напрямую едут в Кыргызстан. На земле близ Иссык-Куля турпакеты дешевле и тоже есть что посмотреть.
Ситуация с туристическими автобусными услугами в Казахстане является одной из самых неприятных и негативных в отношении развития туризма в стране. Так, скажем, стоимость туристских автобусных услуг в РК намного выше, чем в соседнем Кыргызстане, что приводит к серьёзным проблемам для туристских предприятий и перевозчиков Казахстана. Созданный в прошлом году кыргызский Фонд поддержки и развития туризма уже запустил автобусный проект GoBus и успешно решает вопросы транспортной доступности.
В свою очередь в соседнем Узбекистане также приняли ряд мер, чтобы решить проблему нехватки туристских автобусов и уменьшить стоимость транспортных услуг. Например, правительство создало государственную автобусную компанию «Uzautotrans service» при министерстве транспорта РУ и закупило для этой компании 167 туристских автобусов на сумму 20 млн долл. США. Кроме того, целенаправленно поощрялось развитие компаний, занимающихся предоставлением в аренду туристических автобусов в регионах, в том числе — путём финансовой поддержку через БВУ РУ, и прочее. В результате туроператоры Узбекистана для обслуживания иностранцев в РК не обращаются к турфирмам самого Казахстана, а связываются с операторами Кыргызстана, и автобусы GoBus вполне успешно действуют на территории РК.
В сети действительно много пакетных предложений зарубежных туроператоров, которые рекламируют разные варианты путешествий по Казахстану. Иностранные компании из России, Кыргызстана, Узбекистана предлагают как внутренние автобусные маршруты только в пределах регионов Казахстана, так и международные туры. И те, и другие вполне могли бы обслуживать и казахстанские транспортные компании и туроператоры.
Цены на такие поездки по достопримечательностям Казахстана указываются как пакет услуг, в них уже включены расходы на проживание в гостиницах, питание, трансферт из аэропорта, оплата услуг гида и переводчика, транспортные расходы, аренда гостевых домов, туристский и экологический сборы. Вычленить из общей суммы расходы только на проезд туристическим автобусом невозможно. Однако можно оценить среднюю суточную стоимость такого тура. Она колеблется в пределах 130–140 долл. США. Некоторые кыргызские операторы предоставляют туры даже за 48,5 долл. США в сутки. Напомним, это уже с учётом проживания, проезда, питания и услуг гида.
Чтобы работать на своём собственном рынке в условиях демпинга со стороны зарубежных туркомпаний, экспертная группа по туризму Нацпалаты предпринимателей «Атамекен» предлагает государству подключиться к этой проблеме и создать за счёт госинвестиций собственный парк туристических автобусов, то есть пойти по тому же пути, что и Кыргызстан с Узбекистаном. Это особенно актуально в свете того, что в Казахстане есть собственная сборка именно туристических автобусов: большие 52-местные Yutong производят в городе Сарань Карагандинской области, на заводе QazTehna. При создании госкомпании тот факт, что производственники уже готовы к требованиям рынка, будет важен, ведь он закрывает многие возражения по гарантиям, сервису, обслуживанию и т. д.
Будет ли рассмотрено это предложение — пока неизвестно. В концепции о создании такого парка речи не идёт. Единственной мерой поддержки транспортного туристического сервиса со стороны государства пока является выплата компенсации на покупку туравтобусов в размере 25%. Но далеко не каждый туроператор может позволить себе такие инвестиции. Казахстан в этом смысле отстаёт от своих соседей, которые уже готовы покорять не только собственный рынок туруслуг, но и казахстанский. Не исключено, что если Казахстан не вмешается в ситуацию на уровне государства, то пока ещё свободную нишу на рынке таких услуг займут иностранные компании из Китая, Узбекистана и Кыргызстана.
Популярные статьи
Смотреть всеРыбоводство как стартап: благодаря господдержке в РК резко вырос интерес бизнеса к выращиванию рыбы
Запасы аквакультуры в Казахстане за несколько лет увеличились в 3,4 раза В Казахстане наблюдается активный рост производственных показателей в рыбоводстве. Читать далее...
11 января 2024
113229
В какие страны Казахстан экспортирует больше всего муки?
Производство муки в стране выросло на 1% За январь–октябрь 2023 года в РК произвели 2,7 млн тонн муки из зерновых Читать далее...
29 декабря 2023
112906
«Железные кони» рвутся в путь: выпуск легковых автомобилей в РК подскочил на 42%
Рост производства, активная локализация и новые заводы: как развивается автопром РК? Машиностроение Казахстана становится локомотивом сегмента переработки, причём как Читать далее...
16 октября 2023
112223
Действительно ли лесникам увеличили зарплаты на 100%?
Проверяем, как выполняются обещания по оснащению и финансированию лесной отрасли Прошло полгода после масштабного лесного пожара, произошедшего в резервате «Семей Читать далее...
10 ноября 2023
111774
Продажи сигарет в РК взлетели на 69% за год
Производство табачных изделий за январь–декабрь 2023 года составило в стоимостном выражении 283 млрд тг, против 287,9 млрд тг за аналогичный Читать далее...
30 января 2024
109416
На объекты ВИЭ приходится уже почти 6% выработки электроэнергии в РК. Это всё ещё очень мало, но заметно лучше, чем было ранее
По итогам прошлого года инвестиции в основной капитал в сфере производства электроэнергии в РК достигли 451,4 млрд тг — на Читать далее...
29 января 2024
108337
Может ли в Казахстане повториться ЧП с оторвавшейся дверью самолёта Boeing 737 MAX 9?
Неожиданное продолжение получил инцидент с оторванной во время полёта дверью самолёта Boeing 737 MAX 9, который 5 января этого года Читать далее...
1 февраля 2024
106486
Сотни строительных объектов в РК возводятся без лицензий и разрешений
Проблемы, связанные с деятельностью недобросовестных застройщиков и обманом дольщиков, остаются крайне актуальными в РК. Время идёт, предпринимаются меры, но население Читать далее...
20 февраля 2024
106088
Женщины руководят каждым четвёртым сельхозпредприятием в РК и зарабатывают при этом больше мужчин
В РК увеличилась доля компаний — производителей сельскохозяйственной продукции, которыми управляют женщины. Теперь каждое четвёртое (27,5%) фермерское хозяйство, компания или Читать далее...
31 января 2024
105628
Кондитерские изделия подорожали на 12%, булочки и прочая выпечка — на 14%
В некоторых регионах рост цен был значительно выше Сладости для казахстанцев очень важны. С чем же пришлось столкнуться закупившимся к Читать далее...
12 января 2024
104293
Потребление мяса и мясопродуктов в Казахстане увеличилось на 4%
В то же время цены на мясо и мясные продукты выросли на 9% За январь–сентябрь текущего года в РК произвели Читать далее...
3 ноября 2023
100946
По темпам развития МСБ Талгарский район стал одним из лучших в Алматинской области
В районе работают около 20,4 тысячи предпринимателей В первом полугодии 2023 года в Алматинской области работали 133,5 тыс. субъектов малого Читать далее...
15 января 2024
100537
Свинина подорожала на 8% за год
Поголовье свиней в РК сократилось на 4%, падёж увеличился на 14% По итогам января–ноября 2023 года в стране произвели 21,9 Читать далее...
16 января 2024
100341
Автопром — один из драйверов обрабатывающей промышленности РК
Три из пяти проданных в Казахстане автомобилей — местного производства Промышленность РК за 2021 год показала рост на 3,8% по Читать далее...
13 апреля 2022
100120
Пассажироперевозки по железной дороге, как и грузоперевозки, выросли на 2% за год
Доходы предприятий в секторе за неполный год уже составили 1,5 триллиона тенге За январь–ноябрь 2023 года железнодорожным транспортом перевезли 18,2 Читать далее...
25 декабря 2023
99600