В идеальной вселенной McDonald’s доллар мог бы стоить 159 «сферических тенге в вакууме»

В идеальной вселенной McDonald’s доллар мог бы стоить 159 «сферических тенге в вакууме»

 

Индекс «Биг Мака» — это альтернативный «обменный курс», неофициальный способ определения паритета покупательной способности (ППС или PPP, purchasing power parity) от аналитиков журнала The Economist. Индекс приводится с 1986 года, он основан на теории ППС, согласно которой валютный курс должен уравнивать стоимость корзины товаров в разных странах таким образом, чтобы на одну и ту же сумму денег, пересчитанную по текущему курсу в нацвалюты, в различных государствах было возможно приобрести одно и то же количество товаров и услуг (при отсутствии транспортных издержек и ограничений по перевозке).

В качестве такой альтернативной корзины товаров берётся бургер компании McDonald’s. «Биг Мак» используется в качестве эталона по двум причинам: McDonald’s представлен во многих странах, а сам бургер содержит достаточное количество продовольственных компонентов (хлеб, сыр, мясо и овощи), чтобы считать его универсальным «слепком» народного хозяйства.

Для Казахстана The Economist этот индекс ещё не считали, хотя McDonald’s работает у нас не первый год. Мы решили посчитать индекс «Биг Мака» самостоятельно, на основе данных The Economist, казахстанских цен на «Биг Мак» и курса доллара к тенге.

Так, в июле текущего года «Биг Мак» в РК стоил 900 тенге. С учётом официального курса американской валюты в среднем за период (в июле — 426,47 тенге) стоимость «Биг Мака» составляла 2,11 доллара США.

Предполагаемый обменный курс, таким образом, должен составлять 159,29 тенге за доллар США. Разница между этим и фактическим обменными курсами предполагает, что тенге недооценён на 62,6%.

 

 

Согласно тому же индексу, фунт стерлинга, к примеру, в июле текущего года был недооценён на 15,9%, евро — на 11,1%, а российский рубль — почти как тенге, сразу на 59,9%.

Конечно, несмотря на весьма любопытные результаты, принимать индекс за аксиому нельзя, ведь паритет паритетом, но в реальности одни и те же товары и услуги стоят в разных странах мира далеко не одинаково.

Кроме того, спорен и выбор «эталона», ведь вопрос ценообразования продукции любой частной корпорации, включая McDonald’s, максимально непрозрачен и зависит не только от реальной производственной себестоимости и объективных факторов — таких как объёмы выпуска, стоимость аренды, сырья, рабочей силы и прочее, — но и от спекулятивных моментов, наценки «за бренд», общей политики компании и т. д.

Поэтому аналитики мировых финансовых институтов используют иные, более комплексные и прозрачные методы сравнения.