Аэромобильные хабы — новое слово в мире «умного» транспорта и логистики
21 мая 2025
10726

Аэромобильность выходит на передовую технологического прогресса, и ключевым элементом этого перехода становятся вертипорты — специализированные площадки для взлёта и посадки воздушных аппаратов вертикального взлёта (eVTOL), включая как пассажирские, так и грузовые версии, а также вертолёты. Вертипорты могут располагаться на крышах зданий, на специальных платформах или вблизи транспортных узлов, интегрируясь в городскую и региональную инфраструктуру.
Мировые примеры демонстрируют стремительное развитие сектора. В Великобритании проект Urban-Air Port в Ковентри стал первым коммерческим демонстрационным хабом аэромобильности. Первый в мире действующий вертипорт был запущен ещё в апреле 2022 года. Ковентри был выбран не просто так: в регионе сильно развита аэрокосмическая промышленность, рядом находятся крупная транспортная магистраль, торгово-офисный комплекс и железнодорожная станция. Важным преимуществом вертипортов перед стандартными вертолётными площадками, помимо экологичности, является также и то, что они занимают на 60% меньше места и могут быть приспособлены в местах сверхплотной застройки. К 2027 году планируется построить ещё 200 вертипортов.
Американская компания Joby Aviation, которая разрабатывает eVTOL совместно с Управлением дорог и транспорта Дубая (Roads and Transport Authority, RTA), а также со Skyports, создающей и эксплуатирующей инфраструктуру для eVTOL, начала строительство в Дубайском международном аэропорту (DXB) первого из четырёх планируемых в эмирате Дубай вертипортов. Вертипорт предназначен для интеграции с мультимодальной транспортной сетью Дубая и призван обеспечить бесшовную связь со станцией Emirates 2 в Дубае, аэропортом DXB, парковочной инфраструктурой и другими вариантами наземного транспорта.
Согласно обновлённым карте и прогнозу мирового рынка вертипортов на 2025–2029 годы, за пять лет планируется строительство по миру более 1,5 тыс. вертипортов на общую сумму более 1,5 млрд долл. США. Больше половины из них придётся на страны Дальнего Востока: 794 вертипорта на сумму 817 млн долл. США. На рынке вертипортов на Дальнем Востоке доминирует Китай, где в настоящее время запланировано или рассматривается строительство 182 вертипортов в течение следующих трёх лет. Большинство вертипортов в этом регионе будут построены на новых участках. На рынке также доминируют две огромные программы вертипортов: только в провинции Гуандун местные власти планируют построить 100 вертипортов по всему городу к 2027 году.

Китай занимает лидирующие позиции в отрасли: компании EHang, AutoFlight и XPeng активно проводят пилотные полёты и уже запустили первые маршруты в крупных мегаполисах. EHang получила одобрение сертификации от CAAC (авиационного управления Китая) для своих беспилотных eVTOL, а китайские города Шэньчжэнь и Гуанчжоу интегрируют вертипорты в общегородскую транспортную систему.
Согласно данным аналитиков GMI, мировой рынок продвинутой воздушной мобильности (AAM) в 2024 году оценивается в 11,5 млрд долл. США, а к 2034 году достигнет 73,5 млрд долл. США. Ожидается, что сегмент инфраструктурных решений (вертипортов, станций зарядки, систем организации воздушного движения и других основополагающих компонентов, которые позволят безопасно и эффективно интегрировать UAM в городскую среду) будет иметь самый высокий среднегодовой темп роста на рынке AAM. Рынок грузовых перевозок, по прогнозам, будет расти и достигнет 26,4 млрд долл. США к 2034 году. Рост обусловлен увеличивающимся спросом в индустрии электронной коммерции и потребностью в решениях для быстрой доставки «последней мили». Кроме того, достижения в области автономных технологий и развитие беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) ещё больше повышают эффективность грузовых перевозок. На этом фоне Казахстан имеет серьёзный потенциал интеграции в глобальные цепочки аэромобильной логистики.
Грузовые дроны и eVTOL становятся новой парадигмой в логистике. Их преимущества — быстрые поставки на короткие и средние расстояния, обход наземных пробок, низкий уровень выбросов, автономность и гибкость.
В странах с обширной территорией, таких как Казахстан, применение грузовых eVTOL особенно актуально. Подобные аппараты могут использоваться для доставки срочных грузов между отдалёнными регионами, транспортировки медикаментов, деталей и критически важной продукции. Особенно ценным становится это решение в условиях стихийных бедствий или перебоев в работе традиционного транспорта.
Казахстан также может стать важным транзитным узлом между Китаем и Европой, предложив гибридные маршруты, где часть пути покрывается наземной логистикой, а часть — аэромобильной доставкой. Это открывает возможности для трансграничных eVTOL-хабов на востоке и западе страны. Близость Китая — ключевого участника евразийских коридоров — увеличивает значение аэромобильных решений для масштабной логистики нового поколения в РК.

Для Казахстана внедрение вертипортов и развитие аэромобильной инфраструктуры несёт целый ряд преимуществ:
• создание новых рабочих мест — потребность в техническом персонале, пилотах, диспетчерах, инженерах по обслуживанию eVTOL;
• развитие региональной инфраструктуры — получение доступа малых и средних городов к современным транспортным решениям;
• рост транспортного потенциала — повышение связанности между регионами, особенно труднодоступными;
• интеграция в международные коридоры — увеличение роли Казахстана как логистического узла между Азией и Европой;
• развитие образовательных программ — открытие профильных направлений в казахстанских вузах, в том числе двухдипломных программ в сотрудничестве с зарубежными университетами; обучение студентов за рубежом, в том числе в рамках программы «Болашак»;
• формирование профессий будущего — создание спроса на высококвалифицированные кадры в инженерии, управлении, IT, регулировании и обслуживании.
При проектировании вертипортов всё больше внимания уделяется бесшовной интеграции с другими видами транспорта. Это включает в себя развитие вертипортов рядом с железнодорожными вокзалами, аэропортами и крупными дорожными сетями для создания эффективных транспортных узлов.
Особого внимания в этом плане заслуживает новый строящийся «умный» город Алатау близ Алматы, как и специальная экономическая зона «Алатау», расположенная в непосредственной близости от крупнейшего южного мегаполиса РК. Там возможно тестирование аэромобильных решений в условиях городской и технопарковой среды. Наличие НИИ, стартапов, IT-компаний и транспортных институтов делают Алатау подходящей площадкой для пилотных запусков и демонстрационных проектов. Заметим: 29 мая 2025 года в рамках Astana International Forum состоится панельная сессия Alatau City: The Future is Now, посвящённая потенциалу Alatau City как технологичного городского пространства, интегрирующего передовые технологии в сферах Proptech, LAE и UAM. В обсуждении примут участие эксперты, инвесторы, девелоперы и представители государственных органов.
Аэромобильные хабы и вертипорты — не просто футуристическая концепция, а реальный инструмент транспортной трансформации. Для Казахстана они могут стать драйвером экономического роста, регионального развития и международной интеграции. В условиях активной урбанизации и необходимости транспортного сообщения с отдалёнными территориями продвинутая воздушная мобильность открывает окно возможностей, которое нельзя упустить.
Популярные статьи
Смотреть всеРыбоводство как стартап: благодаря господдержке в РК резко вырос интерес бизнеса к выращиванию рыбы
Запасы аквакультуры в Казахстане за несколько лет увеличились в 3,4 раза В Казахстане наблюдается активный рост производственных показателей в рыбоводстве. Читать далее...
11 января 2024
162403
В какие страны Казахстан экспортирует больше всего муки?
Производство муки в стране выросло на 1% За январь–октябрь 2023 года в РК произвели 2,7 млн тонн муки из зерновых Читать далее...
29 декабря 2023
161208
«Железные кони» рвутся в путь: выпуск легковых автомобилей в РК подскочил на 42%
Рост производства, активная локализация и новые заводы: как развивается автопром РК? Машиностроение Казахстана становится локомотивом сегмента переработки, причём как Читать далее...
16 октября 2023
160244
Действительно ли лесникам увеличили зарплаты на 100%?
Проверяем, как выполняются обещания по оснащению и финансированию лесной отрасли Прошло полгода после масштабного лесного пожара, произошедшего в резервате «Семей Читать далее...
10 ноября 2023
159990
Продажи сигарет в РК взлетели на 69% за год
Производство табачных изделий за январь–декабрь 2023 года составило в стоимостном выражении 283 млрд тг, против 287,9 млрд тг за аналогичный Читать далее...
30 января 2024
157520
На объекты ВИЭ приходится уже почти 6% выработки электроэнергии в РК. Это всё ещё очень мало, но заметно лучше, чем было ранее
По итогам прошлого года инвестиции в основной капитал в сфере производства электроэнергии в РК достигли 451,4 млрд тг — на Читать далее...
29 января 2024
156017
Может ли в Казахстане повториться ЧП с оторвавшейся дверью самолёта Boeing 737 MAX 9?
Неожиданное продолжение получил инцидент с оторванной во время полёта дверью самолёта Boeing 737 MAX 9, который 5 января этого года Читать далее...
1 февраля 2024
154232
Сотни строительных объектов в РК возводятся без лицензий и разрешений
Проблемы, связанные с деятельностью недобросовестных застройщиков и обманом дольщиков, остаются крайне актуальными в РК. Время идёт, предпринимаются меры, но население Читать далее...
20 февраля 2024
153614
Женщины руководят каждым четвёртым сельхозпредприятием в РК и зарабатывают при этом больше мужчин
В РК увеличилась доля компаний — производителей сельскохозяйственной продукции, которыми управляют женщины. Теперь каждое четвёртое (27,5%) фермерское хозяйство, компания или Читать далее...
31 января 2024
153105
Кондитерские изделия подорожали на 12%, булочки и прочая выпечка — на 14%
В некоторых регионах рост цен был значительно выше Сладости для казахстанцев очень важны. С чем же пришлось столкнуться закупившимся к Читать далее...
12 января 2024
152194
Потребление мяса и мясопродуктов в Казахстане увеличилось на 4%
В то же время цены на мясо и мясные продукты выросли на 9% За январь–сентябрь текущего года в РК произвели Читать далее...
3 ноября 2023
149625
По темпам развития МСБ Талгарский район стал одним из лучших в Алматинской области
В районе работают около 20,4 тысячи предпринимателей В первом полугодии 2023 года в Алматинской области работали 133,5 тыс. субъектов малого Читать далее...
15 января 2024
148162
Свинина подорожала на 8% за год
Поголовье свиней в РК сократилось на 4%, падёж увеличился на 14% По итогам января–ноября 2023 года в стране произвели 21,9 Читать далее...
16 января 2024
147815
Автопром — один из драйверов обрабатывающей промышленности РК
Три из пяти проданных в Казахстане автомобилей — местного производства Промышленность РК за 2021 год показала рост на 3,8% по Читать далее...
13 апреля 2022
147485
Пассажироперевозки по железной дороге, как и грузоперевозки, выросли на 2% за год
Доходы предприятий в секторе за неполный год уже составили 1,5 триллиона тенге За январь–ноябрь 2023 года железнодорожным транспортом перевезли 18,2 Читать далее...
25 декабря 2023
147085