Бомба замедленного действия: в Карагандинской области зафиксирован критический уровень износа тепловых сетей
26 февраля 2025
13494

Сегодня коммунальная и энергетическая инфраструктура Казахстана сталкивается с серьёзными вызовами, связанными с высоким уровнем износа сетей и технологически устаревшим оборудованием, что приводит к неэффективному использованию ресурсов и негативно отражается на качестве жизни населения и устойчивости экономики.
Остановимся на теплоснабжении. Тепловые сети РК находятся в состоянии значительного износа. В среднем по стране уровень износа составляет 52%, что вызывает высокие потери тепла и приводит к частым авариям. Система теплоснабжения охватывает около 60% городов и населённых пунктов Казахстана, а общая протяжённость сетей составляет около 13 тыс. км, из которых около 11 тыс. км находится в коммунальной собственности, а ещё около 2 тыс. км — в частной.
Состояние инфраструктуры не соответствует современным требованиям, что ухудшает надёжность системы и снижает эффективность теплопередачи. Текущие потери тепла из-за старых и повреждённых сетей продолжают расти, создавая значительное бремя для бюджетов и увеличивая стоимость тепловых услуг для потребителей.
Для решения этих проблем необходим комплексный подход, включающий модернизацию и замену устаревших сетей, привлечение инвестиций в обновление инфраструктуры, внедрение современных цифровых и энергоэффективных технологий для оптимизации управления ресурсами, что будет способствовать улучшению общей ситуации в стране и обеспечит её устойчивое развитие.

Одна из худших ситуаций по износу коммунальных сетей (особенно тепловых) наблюдается в Карагандинской области. На текущий момент, согласно данным Комплексного плана развития Карагандинской агломерации на 2025–2029 годы, наиболее высокие показатели уровня износа в регионе распределяются так.
Износ сетей теплоснабжения:
• в Караганде — 71,2%;
• в Темиртау — 68,5%;
• в Шахтинске — 61,7%;
• в посёлке Топар — 68,8%;
• в 23 населённых пунктах доступ к централизованному теплоснабжению отсутствует.
Износ сетей водоснабжения:
• в Шахтинске — 61%;
• в Темиртау — 68%;
• в сельском населённом пункте Новодолинском — 90%.
Износ сетей водоотведения:
• в Караганде — 84%;
• в Шахтинске — 90,4%;
• в посёлке Актау — 100%;
• в посёлке Шахан — 92%;
• в сельском населённом пункте Курминское — 90,97%;
• в сельском населённом пункте Доскей — 90%;
• в сельском населённом пункте Новодолинском — 90%.
Износ сетей электроснабжения:
• в Караганде — 73,3%;
• в Темиртау — 62%;
• в посёлке Актас — 61%;
• в посёлке Шахан — 90%;
• в сельском населённом пункте Доскей — 84%;
• в сельском населённом пункте Трудовое — 90%;
• в сельском населённом пункте Петровка — 84%.
Ситуация непосредственно по теплоисточникам также критическая. Основное оборудование энергоисточников агломерации имеет высокий износ:
• котельное оборудование — в среднем 69,1%;
• турбинное оборудование — в среднем 71,5%.
В том числе в разрезе отдельных энергоисточников уровень износа следующий.
• Карагандинская ТЭЦ-1 ТОО «Караганда Энергоцентр»: котельное оборудование — 41,8%, турбинное оборудование — 74,9%;
• Карагандинская ТЭЦ-3 ТОО «Караганда Энергоцентр»: котельное оборудование — 76,1%, турбинное оборудование — 68,5%;
• ТЭЦ-2 АО «Qarmet»: котельное оборудование — 62,6%, турбинное оборудование — 72,9%;
• КарГРЭС-1 ЧК «Nova Novatis Ltd»: котельное оборудование — 51,4%, турбинное оборудование — 57,1%;
• Шахтинская ТЭЦ ТОО «Шахтинсктеплоэнерго»: котельное оборудование — 61,9%, турбинное оборудование — 86,5%;
• ТОО «Главная распределительная энергостанция „Топар“»: котельное оборудование — 91,6%, турбинное оборудование — 78,4%;
• Балхашская ТЭЦ: котельное оборудование — 98,5%, турбинное оборудование — 62,2%.
Если сравнивать показатели региона со среднереспубликанскими, уровень износа коммунальных сетей в Карагандинской области заметно выше.
Стоит отметить: проблема износа сетей в регионе остаётся острой уже не первое десятилетие, и особых положительных результатов по её решению пока нет. Эта проблема уже освещалась и в предыдущих программах развития региона, в том числе:
• в Программе развития Карагандинской области на 2021–2025 годы;
• в Программе развития Карагандинской области на 2016–2020 годы;
• в Стратегии территориального развития Карагандинской области до 2015 года.
К сожалению, мы не смогли найти результаты реализации этих программ на сайтах акимата региона и подведомственных организаций. Соответственно, мы не можем оценить эффективность реализации мер и достижение поставленных целей и задач. Одно сказать можем точно: для реализации этих программ — в частности, для решения проблемы износа коммунальных сетей (в том числе и теплосетей) — были предусмотрены миллиарды тенге бюджетных средств.

Износ тепловых и в целом коммунальных сетей ежегодно даёт о себе знать. Так, только в текущем отопительном сезоне в Карагандинской области было зафиксировано несколько серьёзных аварий.
К примеру, в октябре 2024 года, в начале отопительного сезона, стало известно, что новую теплоэлектроцентраль не смогли запустить. Вследствие этого аким Сарани Еркин Баулыков был освобождён от занимаемой должности за допущенный срыв начала отопительного сезона в городе. А 16 января текущего года шесть микрорайонов Караганды остались без тепла из-за дефекта теплосетей.
Ключевой момент: износ тепловых сетей оказывает негативное влияние не только на экономику региона и страны в целом, но и непосредственно на качество жизни и безопасность населения. Эта проблема несёт серьёзные риски для жизни и здоровья людей.
В рамках Комплексного плана развития Карагандинской агломерации на 2025–2029 годы планируется строительство и ремонт 35 км тепловых сетей. Более подробно данные по каждому объекту мы привели в таблице ниже. На эти меры будет выделено 61,9 млрд тг из республиканского бюджета, 8,7 млрд тг из местных бюджетов и более 176 млрд тг из других источников. Следовательно, на первый план, с учётом масштаба проблемы и ответственности за реализацию этих мер, выходит вопрос выбора исполнителей для ведения ремонтных работ и строительства сетей. Это непременно должны быть компании с серьёзным запасом финансовой стабильности и самым высоким уровнем компетенций. Компании, которым доверят такую работу, должны быть социально ответственными и обладать солидным опытом в подобных работах.
Именно качественные и добросовестные подрядчики является ключом к решению большей части задач. Особенно сегодня, когда в Казахстане проблема недобросовестных строительных компаний остаётся максимально острой и актуальной.

Популярные статьи
Смотреть всеРыбоводство как стартап: благодаря господдержке в РК резко вырос интерес бизнеса к выращиванию рыбы
Запасы аквакультуры в Казахстане за несколько лет увеличились в 3,4 раза В Казахстане наблюдается активный рост производственных показателей в рыбоводстве. Читать далее...
11 января 2024
138905
В какие страны Казахстан экспортирует больше всего муки?
Производство муки в стране выросло на 1% За январь–октябрь 2023 года в РК произвели 2,7 млн тонн муки из зерновых Читать далее...
29 декабря 2023
138132
«Железные кони» рвутся в путь: выпуск легковых автомобилей в РК подскочил на 42%
Рост производства, активная локализация и новые заводы: как развивается автопром РК? Машиностроение Казахстана становится локомотивом сегмента переработки, причём как Читать далее...
16 октября 2023
137275
Действительно ли лесникам увеличили зарплаты на 100%?
Проверяем, как выполняются обещания по оснащению и финансированию лесной отрасли Прошло полгода после масштабного лесного пожара, произошедшего в резервате «Семей Читать далее...
10 ноября 2023
136724
Продажи сигарет в РК взлетели на 69% за год
Производство табачных изделий за январь–декабрь 2023 года составило в стоимостном выражении 283 млрд тг, против 287,9 млрд тг за аналогичный Читать далее...
30 января 2024
134285
На объекты ВИЭ приходится уже почти 6% выработки электроэнергии в РК. Это всё ещё очень мало, но заметно лучше, чем было ранее
По итогам прошлого года инвестиции в основной капитал в сфере производства электроэнергии в РК достигли 451,4 млрд тг — на Читать далее...
29 января 2024
133262
Может ли в Казахстане повториться ЧП с оторвавшейся дверью самолёта Boeing 737 MAX 9?
Неожиданное продолжение получил инцидент с оторванной во время полёта дверью самолёта Boeing 737 MAX 9, который 5 января этого года Читать далее...
1 февраля 2024
131471
Сотни строительных объектов в РК возводятся без лицензий и разрешений
Проблемы, связанные с деятельностью недобросовестных застройщиков и обманом дольщиков, остаются крайне актуальными в РК. Время идёт, предпринимаются меры, но население Читать далее...
20 февраля 2024
130793
Женщины руководят каждым четвёртым сельхозпредприятием в РК и зарабатывают при этом больше мужчин
В РК увеличилась доля компаний — производителей сельскохозяйственной продукции, которыми управляют женщины. Теперь каждое четвёртое (27,5%) фермерское хозяйство, компания или Читать далее...
31 января 2024
130607
Кондитерские изделия подорожали на 12%, булочки и прочая выпечка — на 14%
В некоторых регионах рост цен был значительно выше Сладости для казахстанцев очень важны. С чем же пришлось столкнуться закупившимся к Читать далее...
12 января 2024
129266
Потребление мяса и мясопродуктов в Казахстане увеличилось на 4%
В то же время цены на мясо и мясные продукты выросли на 9% За январь–сентябрь текущего года в РК произвели Читать далее...
3 ноября 2023
126237
По темпам развития МСБ Талгарский район стал одним из лучших в Алматинской области
В районе работают около 20,4 тысячи предпринимателей В первом полугодии 2023 года в Алматинской области работали 133,5 тыс. субъектов малого Читать далее...
15 января 2024
125394
Свинина подорожала на 8% за год
Поголовье свиней в РК сократилось на 4%, падёж увеличился на 14% По итогам января–ноября 2023 года в стране произвели 21,9 Читать далее...
16 января 2024
125301
Автопром — один из драйверов обрабатывающей промышленности РК
Три из пяти проданных в Казахстане автомобилей — местного производства Промышленность РК за 2021 год показала рост на 3,8% по Читать далее...
13 апреля 2022
124822
Пассажироперевозки по железной дороге, как и грузоперевозки, выросли на 2% за год
Доходы предприятий в секторе за неполный год уже составили 1,5 триллиона тенге За январь–ноябрь 2023 года железнодорожным транспортом перевезли 18,2 Читать далее...
25 декабря 2023
124370