Чтобы кардинально поменять ситуацию, нужно увеличить финансирование газовых проектов в 17 раз и вложить в отрасль 4,3 триллиона тенге
17 апреля 2023
26
Чтобы кардинально поменять ситуацию, нужно увеличить финансирование газовых проектов в 17 раз и вложить в отрасль 4,3 триллиона тенге
Казахстан остаётся в аутсайдерах по уровню газификации среди государств — участников ЕАЭС. В РК пользуются голубым топливом только 11,6 млн человек (или 59%), при общей численности 19,7 млн граждан. Хуже обстоят дела только в Кыргызстане, где доступ к этому топливу получили 38% населения. Остальные партнёры по союзу в «газовом вопросе» ушли далеко вперёд, хотя по природным запасам газа Казахстан опережает всех, кроме России. В самой РФ при населении в 145,5 млн человек уровень газификации достиг 73%.
Беларусь, при минимальном уровне добычи, по большей части за счёт импорта, обеспечивает 97% жителей своей страны газом. Армения, несмотря на полное отсутствие каких-либо газовых месторождений, также относится к числу стран — лидеров по газификации (96%).
В Казахстане, несмотря на бесперебойную добычу и экспорт газа, сдвиги в решении внутреннего «газового вопроса» происходят медленно. Статистика Министерства энергетики РК показывает, что с 2018 года уровень газификации изменился с 49,7% до 59%, шаг в динамике — всего 1–3 процентных пункта в год. По планам профильного ведомства к концу 2023-го численность населения, которое будет иметь доступ к газу, увеличится лишь на 160 тыс. человек, до 11,8 млн человек (всего 60%).
Впрочем, усреднённый показатель в 59% не даёт понимания, насколько сильно разные области Казахстана отличаются по уровню газификации. Основные газовые месторождения страны находятся на западе, поэтому практически все жители «нефтегазовых» регионов (Атырауской, Мангистауской, Западно-Казахстанской областей) имеют доступ к голубому топливу.
Высоки показатели и на юге: Алматы — 99,2%, Шымкент — 94,2%, Жамбылская область — 90,2%. Это данные Министерства энергетики, озвученные на заседании правительства 22 февраля 2023 года. Все территории севернее такими цифрами похвастаться не могут: чем дальше от крупнейших магистральных газопроводов («Бейнеу — Шымкент», «Казахстан — Китай»), тем ниже уровень газификации. И даже долгожданное строительство газопровода «Сарыарка», завершённое три года назад, кардинальным образом пока не решило эту проблему в центральном Казахстане. Обеспеченность Астаны, по данным Минэнерго, остаётся на уровне 15,1%, в Карагандинской и Улытауской областях этот показатель равен всего 1,5%. Практика показала, что подвести магистральный газопровод — это ещё полдела, нужно построить газораспределительные сети. Именно на отсутствие сетей и волокиту с документами там, где трубы уже есть, жалуются жители регионов. Кроме того, жителям дорого обходится проведение газа непосредственно в своём доме. Об этом на заседании говорил Алихан Смаилов.
На этой рабочей встрече глава правительства Алихан Смаилов дал срок Минэнерго: до 1 мая вынести окончательное решение по вопросу газификации северных и восточных регионов. Но будет ли за два месяца решён вопрос, который находится в статусе «на рассмотрении» уже 30 лет? Жители Павлодарской, Северо-Казахстанской, Абайской и Восточно-Казахстанской областей в годы независимости не знали, что такое централизованный газ. Здесь вся энергетика построена на угольных станциях, а остатки советской газовой инфраструктуры находятся в аварийном состоянии. Показатель ВКО в 3,1% складывается только из-за газификации одного небольшого Зайсанского района, куда газ начали проводить после 2013 года. Десять лет назад на этой приграничной с Китаем территории было разработано нефтегазовое месторождение «Сарыбулак». В сравнении с западными нефтяными гигантами «Сарыбулак» имеет очень маленький запас — всего 5 млрд куб. м газа. Этого недостаточно, чтобы всерьёз рассматривать месторождение как основную ресурсную базу для всего Восточного Казахстана.
В обновлённой Генеральной схеме газификации на 2015–2030 годы есть несколько сценариев обеспечения востока и севера страны голубым топливом. Один из вариантов — построить ветку от магистрального газопровода «Сарыарка». Ещё один путь — проложить трубы с северо-запада, от Костаная (от МГ «Бухара — Урал») на восток. Оба проекта — энергоёмкие и долгие. По данным авторов Генеральной схемы, для строительства подводящих газопроводов в регионе необходимо около 10 лет. Ускорить процесс можно, если начать газификацию не с природного, а со сжиженного газа. Для этого необходимо построить завод по сжижению природного газа и начать постепенно формировать спрос и внутреннюю инфраструктуру по регазификации со сжиженного газа на природный.
Гораздо более привлекательный сценарий — построить ветку из Омска через Павлодар в Семей и Усть-Каменогорск, отапливаться российским газом. Или можно использовать другой маршрут: из Барнаула в Семей, а оттуда — в Павлодар. Уже больше 10 лет эти планы находятся в стадии обсуждения, никаких конкретных подвижек нет, вопрос зависит от российских властей. Казахстан, со своей стороны, сдерживающим фактором такого сценария считает высокие цены на импортный газ. С учётом окупаемости инвестиций в строительство и высоких тарифов такой газ может стать «золотым» для населения, а без государственного субсидирования будет неконкурентоспособным в сравнении с углём.
К слову, о ценах. Стоимость природного газа, транспортируемого по распределительным сетям, за последние пять лет в Казахстане выросла существенно — на 47,5%. Это данные Бюро национальной статистики АСПиР РК. Сжиженный газ, идущий по трубам, стал дороже на 10,3%, а пропан и бутан в баллонах, которые обычно используют для газовых плит, с 2017-го выросли в цене на 36,9%.
Если посмотреть динамику цен только за 2022 год, она будет относительно небольшой. В декабре прошлого года природный газ в сравнении с концом 2021-го стал дороже на 1,5%, сжиженный — на 2,9%, а баллонный подешевел на 21,5%.
Тем не менее в 2022 году казахстанцы увеличили расходы домохозяйств на сжиженный газ и другие виды топлива на 5,2%. Согласно данным выборочных обследований, среднестатистическая семья за 2022-й потратила на эти цели 30,7 тыс. тг.
Судя по выводам экспертов Министерства энергетики РК, газификация страны имеет несколько фундаментальных проблем. Это и недостаточность ресурсной базы в будущем (без открытия новых месторождений Казахстан может столкнуться с дефицитом газа), и низкий уровень геологоразведки, и потребность в новых газоперерабатывающих заводах. Депутаты сената Парламента добавляют к этому списку изношенность существующих магистральных сетей, непрозрачные условия работы для недропользователей и неравные цены на газ для жителей разных регионов. Масштабные вопросы развития не решались годами, и теперь, чтобы сделать технологический прорыв, нужны колоссальные средства.
По укрупнённым расчётам, в газовую отрасль до 2030 года нужно вложить 4,3 трлн тг. Когда авторы Генеральной схемы считали эту сумму, подразумевалось, что деньги пойдут на строительство 42,6 тыс. км газопроводов разной категории и двух газоперерабатывающих заводов. Предварительно, большую часть средств — 2,4 трлн тг — должен вложить национальный оператор, ещё 1,9 трлн тг необходимо выделить из бюджетов разных уровней.
В сравнении с этими суммами реальные объёмы вложений последних лет выглядят скромно. По информации Минэнерго, озвученной на заседании кабмина, на реализацию газовых проектов в рамках Генеральной схемы с 2018-го по 2022 год было выделено 243,5 млрд тг. В 2023-м будет транш ещё в 73,9 млрд тг. Чтобы достичь цифры в 4,3 трлн тг, которую указывают аналитики — авторы Генеральной схемы, необходимо увеличить объёмы финансирования более чем в 17 раз.
Популярные статьи
Смотреть всеРыбоводство как стартап: благодаря господдержке в РК резко вырос интерес бизнеса к выращиванию рыбы
Запасы аквакультуры в Казахстане за несколько лет увеличились в 3,4 раза В Казахстане наблюдается активный рост производственных показателей в рыбоводстве. Читать далее...
11 января 2024
113833
В какие страны Казахстан экспортирует больше всего муки?
Производство муки в стране выросло на 1% За январь–октябрь 2023 года в РК произвели 2,7 млн тонн муки из зерновых Читать далее...
29 декабря 2023
113487
«Железные кони» рвутся в путь: выпуск легковых автомобилей в РК подскочил на 42%
Рост производства, активная локализация и новые заводы: как развивается автопром РК? Машиностроение Казахстана становится локомотивом сегмента переработки, причём как Читать далее...
16 октября 2023
112850
Действительно ли лесникам увеличили зарплаты на 100%?
Проверяем, как выполняются обещания по оснащению и финансированию лесной отрасли Прошло полгода после масштабного лесного пожара, произошедшего в резервате «Семей Читать далее...
10 ноября 2023
112391
Продажи сигарет в РК взлетели на 69% за год
Производство табачных изделий за январь–декабрь 2023 года составило в стоимостном выражении 283 млрд тг, против 287,9 млрд тг за аналогичный Читать далее...
30 января 2024
109980
На объекты ВИЭ приходится уже почти 6% выработки электроэнергии в РК. Это всё ещё очень мало, но заметно лучше, чем было ранее
По итогам прошлого года инвестиции в основной капитал в сфере производства электроэнергии в РК достигли 451,4 млрд тг — на Читать далее...
29 января 2024
108943
Может ли в Казахстане повториться ЧП с оторвавшейся дверью самолёта Boeing 737 MAX 9?
Неожиданное продолжение получил инцидент с оторванной во время полёта дверью самолёта Boeing 737 MAX 9, который 5 января этого года Читать далее...
1 февраля 2024
107079
Сотни строительных объектов в РК возводятся без лицензий и разрешений
Проблемы, связанные с деятельностью недобросовестных застройщиков и обманом дольщиков, остаются крайне актуальными в РК. Время идёт, предпринимаются меры, но население Читать далее...
20 февраля 2024
106697
Женщины руководят каждым четвёртым сельхозпредприятием в РК и зарабатывают при этом больше мужчин
В РК увеличилась доля компаний — производителей сельскохозяйственной продукции, которыми управляют женщины. Теперь каждое четвёртое (27,5%) фермерское хозяйство, компания или Читать далее...
31 января 2024
106201
Кондитерские изделия подорожали на 12%, булочки и прочая выпечка — на 14%
В некоторых регионах рост цен был значительно выше Сладости для казахстанцев очень важны. С чем же пришлось столкнуться закупившимся к Читать далее...
12 января 2024
104890
Потребление мяса и мясопродуктов в Казахстане увеличилось на 4%
В то же время цены на мясо и мясные продукты выросли на 9% За январь–сентябрь текущего года в РК произвели Читать далее...
3 ноября 2023
101535
По темпам развития МСБ Талгарский район стал одним из лучших в Алматинской области
В районе работают около 20,4 тысячи предпринимателей В первом полугодии 2023 года в Алматинской области работали 133,5 тыс. субъектов малого Читать далее...
15 января 2024
101122
Свинина подорожала на 8% за год
Поголовье свиней в РК сократилось на 4%, падёж увеличился на 14% По итогам января–ноября 2023 года в стране произвели 21,9 Читать далее...
16 января 2024
100924
Автопром — один из драйверов обрабатывающей промышленности РК
Три из пяти проданных в Казахстане автомобилей — местного производства Промышленность РК за 2021 год показала рост на 3,8% по Читать далее...
13 апреля 2022
100733
Пассажироперевозки по железной дороге, как и грузоперевозки, выросли на 2% за год
Доходы предприятий в секторе за неполный год уже составили 1,5 триллиона тенге За январь–ноябрь 2023 года железнодорожным транспортом перевезли 18,2 Читать далее...
25 декабря 2023
100204