Обеспеченность сельхозпроизводителей техникой — вопрос продовольственной безопасности страны. Однако пока парк сельхозмашин в РК устаревший, а темпы его обновления недостаточны для решения этой проблемы

Вес АПК в ВВП страны все последние годы не поднимался выше пессимистичных 4,7% в 2015 году, и с тех пор сократился

В своем выступлении в конце марта президент страны Касым-Жомарт Токаев отметил, что в сложный период текущего кризиса особенно важно не упустить контроль над сельскохозяйственным сектором. «Есть ряд проблем, которые усложняются в условиях карантина — оформление залогового имущества в ЦОН-ах, нотариальное заверение, приобретение запасных частей и т. п. Поэтому вопросы весенне-полевых работ должны быть на особом контроле у правительства и акиматов. С точки зрения продовольственной безопасности сейчас критически важен каждый день», — отметил президент.

Очевидно, что успешное развитие сегмента сильно зависит от технической оснащённости АПК. При этом Министерство сельского хозяйства РК давно поднимало вопрос об устаревшем парке сельскохозяйственной техники. Напомним: в 2019 году 86% парка тракторов и 68% парка комбайнов состояли из техники со сроком эксплуатации свыше 10 лет.

Более того, уже к 2018 году более 45% парка сельхозмашин превышали нормативный срок эксплуатации. Из 152,6 тыс. тракторов и 41,5 тыс. комбайнов сразу 38 тыс. были старше 10 лет, и 117 тыс. — старше 17 лет. 30% парка составляла неработающая техника или техника, подлежащая списанию.

Темпы обновления техники составляли всего 1,2% для тракторов (для сравнения: в соседней России показатель достигал 3,7%), и 2,8% — для комбайнов (против 6,4% в РФ). Это соответственно в 9 и 4 раза меньше оптимального требуемого темпа обновления техники в РК.

 

 

Недостаточная оснащённость сельхозтехникой сельхозтоваропроизводителей приводит не только к вероятной угрозе продовольственной безопасности страны, но и в целом к ослаблению роли АПК в ВВП страны. Напомним, ещё зимой на расширенном заседании правительства РК Касым-Жомарт Токаев раскритиковал состояние АПК в стране. «Ситуация в агропромышленном комплексе вызывает обоснованные нарекания. Несмотря на то, что за последние 5 лет в АПК направлено свыше 2,4 трлн тенге, доля сельского хозяйства в ВВП страны не превышает 4,5%», — указал президент.

Действительно, доля АПК в ВВП все последние годы не поднималась выше 4,7% (в 2015 году), и с тех пор сократилась. По предварительным итогам 2019 года валовая добавленная стоимость сельского, лесного и рыбного хозяйства составила 3,09 трлн тг, реальный рост при этом достиг всего 0,9%. Для сравнения: в целом ВВП страны составил 68,64 трлн тг, при реальном росте сразу на 4,5%.

«У нас есть пятилетняя Программа развития АПК. В то же время меры поддержки, то есть субсидии, меняются каждый год! За последние 5 лет сумма составила более 2 трлн тенге, при этом субсидии менялись 47 раз», — указал на проблему Касым-Жомарт Токаев. Президент подчеркнул, что необходимо повысить эффективность мер господдержки и решить вопросы институционального, организационного характера, в особенности применительно к холдингу «КазАгро».

 

 

Обновлению устаревшего парка в целом способствуют госпрограммы. К примеру, в рамках программ АО «КазАгроФинанс» (КАФ), дочерней компании холдинга «КазАгро», сельхозтоваропроизводителям субсидируется 25% стоимости техники, приобретённой в лизинг. Техника для сельскохозяйственных работ оформляется со ставкой вознаграждения 17% годовых. Из них 10% субсидирует государство. Доля «КазАгроФинанс» на лизинговом рынке АПК Казахстана составляет 90%. Клиенты компании — более 7,5 тысячи аграриев РК.

Кроме того, с 2018 года в РК работает программа лизингового финансирования по обновлению машинно-тракторного парка от Банка развития Казахстана (БРК), со ставкой вознаграждения в 7% годовых на срок до 7 лет. Разница в том, что программа БРК направлена исключительно на поддержку отечественных производителей сельскохозяйственного машиностроения, в то время как по программе КАФ проходит и импортная техника.

На субсидирование импортной техники в секторе уходит немалая доля средств. Напомним, в 2019 году казахстанской техники было приобретено втрое больше, но субсидирования на неё приходится значительно меньше — всего 40% от общего объёма субсидий. Казахстанские компании, выпускающие сельхозтехнику, выдвигали предложение хотя бы уравнять абсолютную сумму субсидий для отечественных и импортных моделей. Впрочем, пока этот вопрос остается нерешённым.

Для сравнения: в соседней России, где дела с парком сельхозтехники и темпами его обновления обстоят значительно лучше, импортируемая техника в принципе не подлежит субсидированию — средства госпрограмм уходят исключительно на поддержку российских производителей.

Если бы госпрограммы, бюджетные средства и госсубсидии, по примеру России и прочих стран, были направлены исключительно на поддержку казахстанских компаний в секторе, у производителей сельхозтехники было бы значительно больше возможностей справиться с задачей обеспечения обновления парка техники для АПК. Не стоит забывать и о самом актуальном сегодня вопросе рабочих мест, которые могут быть созданы в стране при развитии сегмента сельскохозяйственного машиностроения. Повышение продуктивной занятости в целом способно оказать позитивное косвенное влияние на множество сфер.