Отрасль остаётся мощным драйвером машиностроения и в целом реального сектора экономики Казахстана

Отрасль остаётся мощным драйвером машиностроения и в целом реального сектора экономики Казахстана

 

Выпуск в секторе автомобилестроения РК растёт шестой год подряд. Доля автопрома в отрасли машиностроения за январь–декабрь 2022 года составила рекордные 38,6%, а в целом в обрабатывающей промышленности — сразу почти 6%.

По итогам 12 месяцев 2022 года производство автопрома впервые в истории современного Казахстана заметно превысило в стоимостном выражении триллионный рубеж, составив 1,2 трлн тг.

В региональном разрезе самый большой объём производства в сфере автомобилестроения традиционно пришёлся на Костанайскую область и Алматы: 614,2 млрд и 454,4 млрд тг соответственно, что в совокупности составляет 89% от РК.

 

 

Автомобилестроение обеспечивает позитивную динамику развития машиностроения в РК, а также в целом способствует росту показателей в реальном секторе, что не раз отмечали в течение прошлого года в Министерстве национальной экономики [1, 2].

Примечательно, что позитивная динамика в полной мере сохраняется и в текущем году. Так, премьер-министр РК Алихан Смаилов сообщил, что реальный сектор страны обеспечивает устойчивый рост экономики. Промсектор демонстрирует увеличение производства на 1,5%, в том числе в обработке — на 1,6%, в машиностроении — более чем на 12%, а непосредственно в автомобилестроении — сразу на 25%.

 

 

В натуральном выражении за двенадцать месяцев 2022 года в Казахстане произвели 113,9 тыс. транспортных средств всех типов — почти на 22% больше, чем в предыдущем году. Из них 103,3 тыс. составили непосредственно легковые автомобили — сразу на 28,1% больше, чем годом ранее.

Также на автозаводах страны было выпущено 7,8 тыс. грузовых автомобилей, 1,4 тыс. авто для перевозки десяти и более человек и 670 специализированных автомобилей.

В региональном разрезе ожидаемо лидировал костанайский Allur («СарыаркаАвтоПром»): 70 тыс. автомобилей, против 60 тыс. в прошлом году.

Алматинский Hyundai Trans Kazakhstan увеличил производство до 37,2 тыс. авто; кроме того, Hyundai Trans Auto произвёл более 1 тыс. ед. коммерческой техники.

В Карагандинской области QazTehna выпустила 568 автобусов. В новообразованной Абайской области семипалатинский «СемАЗ» произвёл 2,5 тыс. единиц коммерческой техники, а Daewoo Bus Kazakhstan — 210 единиц. В Кокшетау «КАМАЗ-Инжиниринг» выпустил 1,5 тыс. грузовиков.

 

 

Примечательно, что продажи легковых автомобилей в РК выросли именно за счёт роста отечественного производства. Так, за 11 месяцев 2022 года увеличение объёма реализации на внутреннем рынке составило 4,7%, при том, что импорт за этот же период просел сразу на 22,9%. Рост выпуска легковых авто по итогам января–ноября составил 32,4%, до 90,4 тыс. авто, а на экспорт было отправлено 9,3 тыс. авто, то есть каждая десятая машина.

О росте продаж в РК на фоне спада в целом по миру мы уже писали. Примечательно, что среди топ-5 популярных брендов сразу четыре (все, кроме Toyota) производятся в РК: Chevrolet, Kia, и Lada — на мощностях Allur, Hyundai — на заводе Hyundai Trans Kazakhstan.

 

 

В секторе открыты новые производства. Так, в РК начать работать завод по выпуску шин KamaTyresKZ, продукция которого будет направляться, в числе прочего, на первичную комплектацию автомобилей.

В свою очередь, Allur расширил мощности для запуска CKD-производства со сваркой и окраской кузовов автомобилей Kia Sportage, готовятся к запуску в текущем году модели Kia Cerato и Chevrolet Onix.

Также среди ключевых событий 2022 года можно отметить запуск строительства нового завода по выпуску автомобилей Chery, Haval и Changan в Алматы.