Продажи электромобилей превысили 2 миллиона машин, при этом каждый второй электромобиль передвигается по дорогам Китая
3 декабря 2020
23
Продажи электромобилей превысили 2 миллиона машин, при этом каждый второй электромобиль передвигается по дорогам Китая
Первые электромобили были изобретены ещё в конце XIX века, однако не получили широкого распространения из-за низкой ёмкости аккумуляторов.
При этом в целом электромобиль как концепт эффективнее и выгоднее автомобиля на двигателе внутреннего сгорания (ДВС), так как имеет меньший вес, нет опасности воспламенения топлива, практически отсутствуют выбросы, и главное — значительно выше коэффициент полезного действия (КПД).
Согласно данным Международного энергетического агентства (International Energy Agency — IEA), в 2019 году мировой парк легковых электромобилей превысил 7 миллионов, продажи электромобилей во всём мире превысили 2,1 миллиона. На электромобили уже приходится около 2,6% мировых продаж автомобилей и около 1% мирового автопарка.
Почти половина (47%) мирового парка электромобилей в 2019-м приходилась на Китай, 25% электромобилей (1,7 млн) пришлось на Европу, 20% электромобилей — на США. Легковые электромобили потребляли около 80 млрд кВт·ч электроэнергии, что привело к выбросам 51 миллиона тонн эквивалента углекислого газа (млн тонн СО2-экв). Это примерно половина выбросов для эквивалентного парка автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Соответственно, 53 млн тонн CO2-экв выбросов благодаря электромобилям было предотвращено.
В одном из сценариев IEA по развитию электротранспорта (EV30@30) ежегодные объёмы продаж электромобилей достигнут 43 миллионов к 2030 году, при этом общее количество в мире составит около 250 миллионов единиц. Однако, несмотря на стремительный рост количества электротранспорта, наблюдаемый в последние годы, отсутствие аккумуляторов высокой ёмкости, быстрых в зарядке и достаточно долговечных, всё ещё сдерживает его развитие. Например, по сценарию IHS Markit, приведённому в Национальном энергетическом докладе KAZENERGY, динамика продаж электротранспорта будет существенно ниже. Другим вопросом является экологическая и экономическая эффективность при переходе на электротранспорт.
Электродвигатель эффективнее двигателя внутреннего сгорания: так, КПД бензинового двигателя составляет всего 20%–30%, дизельного — 30%–40%, против 90% электродвигателя.
Однако если учесть всю последовательность преобразования энергии, эффективность электротранспорта заметно снижается.
В результате из приведённой выше качественной оценки КПЭ для электротранспорта и автотранспорта на ДВС можно сделать вывод, что суммарная энергоэффективность использования электротранспорта зависит и от эффективности самой энергосистемы. Для Казахстана, где доля угольной энергетики в производстве электроэнергии составляет около 68%, а передача электроэнергии сопровождается значительными потерями, развитие электротранспорта должно сопровождаться строительством альтернативных источников энергии и снижением потерь в электрических сетях. С экологической точки зрения суммарный выброс системы «электростанция — электрические сети — электромобиль» зависит от типа преобладающих электростанций. Наименьшие выбросы будут при преобладании ВИЭ, атомных и газовых электростанций.
Для решения отдельных экологических проблем (например, проблемы смога в городах), электротранспорт уже является необходимым условием. Так, несмотря на доминирование угольной энергетики в Казахстане, угольные электростанции являются точечными источниками выбросов, регулирование и контроль которых осуществляется государством*, в то время как автотранспорт на моторном топливе, напротив, представляет собой множественные (миллионы единиц) слабо контролируемые и регулируемые источники выбросов вредных веществ.
С учётом планов по переводу алматинских ТЭЦ с угля на природный газ развитие электротранспорта в Алматы является решением проблемы загрязнения атмосферного воздуха города.
* Перевод на наилучшие доступные технологии (НДТ) угольных электростанций позволит существенно сократить выбросы вредных веществ.
Популярные статьи
Смотреть всеРыбоводство как стартап: благодаря господдержке в РК резко вырос интерес бизнеса к выращиванию рыбы
Запасы аквакультуры в Казахстане за несколько лет увеличились в 3,4 раза В Казахстане наблюдается активный рост производственных показателей в рыбоводстве. Читать далее...
11 января 2024
99572
В какие страны Казахстан экспортирует больше всего муки?
Производство муки в стране выросло на 1% За январь–октябрь 2023 года в РК произвели 2,7 млн тонн муки из зерновых Читать далее...
29 декабря 2023
99118
Действительно ли лесникам увеличили зарплаты на 100%?
Проверяем, как выполняются обещания по оснащению и финансированию лесной отрасли Прошло полгода после масштабного лесного пожара, произошедшего в резервате «Семей Читать далее...
10 ноября 2023
98258
«Железные кони» рвутся в путь: выпуск легковых автомобилей в РК подскочил на 42%
Рост производства, активная локализация и новые заводы: как развивается автопром РК? Машиностроение Казахстана становится локомотивом сегмента переработки, причём как Читать далее...
16 октября 2023
98247
Продажи сигарет в РК взлетели на 69% за год
Производство табачных изделий за январь–декабрь 2023 года составило в стоимостном выражении 283 млрд тг, против 287,9 млрд тг за аналогичный Читать далее...
30 января 2024
95905
На объекты ВИЭ приходится уже почти 6% выработки электроэнергии в РК. Это всё ещё очень мало, но заметно лучше, чем было ранее
По итогам прошлого года инвестиции в основной капитал в сфере производства электроэнергии в РК достигли 451,4 млрд тг — на Читать далее...
29 января 2024
94858
Может ли в Казахстане повториться ЧП с оторвавшейся дверью самолёта Boeing 737 MAX 9?
Неожиданное продолжение получил инцидент с оторванной во время полёта дверью самолёта Boeing 737 MAX 9, который 5 января этого года Читать далее...
1 февраля 2024
93046
Сотни строительных объектов в РК возводятся без лицензий и разрешений
Проблемы, связанные с деятельностью недобросовестных застройщиков и обманом дольщиков, остаются крайне актуальными в РК. Время идёт, предпринимаются меры, но население Читать далее...
20 февраля 2024
92667
Женщины руководят каждым четвёртым сельхозпредприятием в РК и зарабатывают при этом больше мужчин
В РК увеличилась доля компаний — производителей сельскохозяйственной продукции, которыми управляют женщины. Теперь каждое четвёртое (27,5%) фермерское хозяйство, компания или Читать далее...
31 января 2024
92279
Кондитерские изделия подорожали на 12%, булочки и прочая выпечка — на 14%
В некоторых регионах рост цен был значительно выше Сладости для казахстанцев очень важны. С чем же пришлось столкнуться закупившимся к Читать далее...
12 января 2024
90966
Потребление мяса и мясопродуктов в Казахстане увеличилось на 4%
В то же время цены на мясо и мясные продукты выросли на 9% За январь–сентябрь текущего года в РК произвели Читать далее...
3 ноября 2023
87428
По темпам развития МСБ Талгарский район стал одним из лучших в Алматинской области
В районе работают около 20,4 тысячи предпринимателей В первом полугодии 2023 года в Алматинской области работали 133,5 тыс. субъектов малого Читать далее...
15 января 2024
87131
Свинина подорожала на 8% за год
Поголовье свиней в РК сократилось на 4%, падёж увеличился на 14% По итогам января–ноября 2023 года в стране произвели 21,9 Читать далее...
16 января 2024
86951
Автопром — один из драйверов обрабатывающей промышленности РК
Три из пяти проданных в Казахстане автомобилей — местного производства Промышленность РК за 2021 год показала рост на 3,8% по Читать далее...
13 апреля 2022
86734
Пассажироперевозки по железной дороге, как и грузоперевозки, выросли на 2% за год
Доходы предприятий в секторе за неполный год уже составили 1,5 триллиона тенге За январь–ноябрь 2023 года железнодорожным транспортом перевезли 18,2 Читать далее...
25 декабря 2023
86165