В развитых странах предусмотрена финансовая ответственность за отклонения от прогнозов по выработке электроэнергии ветровыми и солнечными электростанциями — но не в РК
23 августа 2022
45
В развитых странах предусмотрена финансовая ответственность за отклонения от прогнозов по выработке электроэнергии ветровыми и солнечными электростанциями — но не в РК
Активная полемика о строительстве атомных электростанций в Казахстане отодвинула от общественности более важные проблемы, связанные с надёжностью электроснабжения нашей растущей экономики. В 2021 году из-за проблем с планированием энергосистемы уже был ограничен отпуск электроэнергии дата-центрам (484 млн кВт·ч), отмечается также рост числа аварийных отключений электроэнергии в сетях национального оператора. Ограничения в поставках электроэнергии и частые аварии негативно сказываются на развитии новых секторов экономики.
Несмотря на все заявления, потенциальное строительство АЭС к 2033 году, даже при значительной мощности планируемого первого энергоблока в 1000–1200 МВт, не решит проблему регулирования (балансирования) энергосистемы Казахстана, так как АЭС работают только на стабильной нагрузке. Планируемый шестикратный рост выработки нестабильными источниками энергии, такими как ветровые (ВЭС) и солнечные (СЭС) электростанции, ещё больше усложнит регулирование энергосистемы.
Использование в энергосистеме ВЭС и СЭС сталкивается с проблемой их нестабильности как источников электроэнергии, зависящих от изменчивости погодных условий и сезонных колебаний. На примере энергосистемы Великобритании видны существенные колебания («пики») в среднесуточной мощности ветровой и солнечной энергетики: так, различия между максимальной и минимальной общими мощностями ВЭС и СЭС составляют 10 и 2 раза соответственно.
Потребители электроэнергии физически не могут привязать своё потребление к погодным условиям и сезонным колебаниям, поэтому при использовании в энергосистемах ВЭС и СЭС для стабилизации неравномерности их выработки необходимы манёвренные (гидро- или газовые) электростанции.
В Казахстане ещё до 2015 года отмечался дефицит манёвренных источников, при этом, исходя из анализа данных Прогнозного баланса до 2035 года, ввод нестабильных источников энергии существенно усилит дефицит манёвренной мощности в энергосистеме.
Дополнительно к колебаниям выработки ВЭС и СЭС в Казахстане добавляется проблема отсутствия действенных мер по обеспечению достоверности прогнозов выработки электроэнергии этими видами электростанций. Например, в Великобритании, компании, эксплуатирующие ВЭС и СЭС, несут финансовую ответственность за отклонения в прогнозах выработки электроэнергии, тогда как в Казахстане такой ответственности по факту нет, и прогноз может делаться как угодно, что ещё больше усиливает дисбаланс в работе энергосистемы.
Безусловно, проблема с манёвренными источниками известна в Министерстве энергетики Казахстана. В июле текущего года состоялись первые аукционы по определению инвесторов в строительство двух новых манёвренных газовых электростанций общей мощностью 1116 МВт (с учётом технических ограничений доступная к маневрированию мощность составит около 700 МВт), однако ввод этих электростанций произойдёт не ранее 2026 года. До этого времени мощности нестабильной генерации могут возрасти ещё на 2000 МВт. Очевидно, что такие аукционы необходимо было проводить 5-6 лет назад, чтобы избежать существенной уязвимости энергосистемы в текущем периоде. Нарушения в работе энергосистемы повлекут проблемы с надёжностью электроснабжения промышленности и населения.
Недостаток в планировании энергосистемы и отсутствие действенных механизмов прогнозирования выработки на нестабильной генерации сейчас компенсируются за счёт энергосистемы России, однако линии электропередач, соединяющие энергосистемы, имеют ограничения, и аварии межсистемных соединений поставят нашу энергосистему в крайне уязвимое положение. Отсутствие проработанного комплексного подхода к развитию энергосистемы увеличивает в будущем вероятность серьёзных аварий с длительным обесточиванием целых групп потребителей. Пострадают не только майнинговые фермы, как в 2021 году, но и рядовые потребители, не говоря уже о промышленных производствах. Энергосистема должна иметь внутренний резерв устойчивости, а текущий подход его только снижает.
Необходима действенная модель развития электроэнергетической отрасли Казахстана, которая будет учитывать вопросы энергетической безопасности, надёжности электроснабжения, снижения воздействия на окружающую среду и население, а также другие факторы, имеющие первостепенную важность в современной экономике.
Популярные статьи
Смотреть всеРыбоводство как стартап: благодаря господдержке в РК резко вырос интерес бизнеса к выращиванию рыбы
Запасы аквакультуры в Казахстане за несколько лет увеличились в 3,4 раза В Казахстане наблюдается активный рост производственных показателей в рыбоводстве. Читать далее...
11 января 2024
102669
В какие страны Казахстан экспортирует больше всего муки?
Производство муки в стране выросло на 1% За январь–октябрь 2023 года в РК произвели 2,7 млн тонн муки из зерновых Читать далее...
29 декабря 2023
102298
«Железные кони» рвутся в путь: выпуск легковых автомобилей в РК подскочил на 42%
Рост производства, активная локализация и новые заводы: как развивается автопром РК? Машиностроение Казахстана становится локомотивом сегмента переработки, причём как Читать далее...
16 октября 2023
101414
Действительно ли лесникам увеличили зарплаты на 100%?
Проверяем, как выполняются обещания по оснащению и финансированию лесной отрасли Прошло полгода после масштабного лесного пожара, произошедшего в резервате «Семей Читать далее...
10 ноября 2023
101313
Продажи сигарет в РК взлетели на 69% за год
Производство табачных изделий за январь–декабрь 2023 года составило в стоимостном выражении 283 млрд тг, против 287,9 млрд тг за аналогичный Читать далее...
30 января 2024
98900
На объекты ВИЭ приходится уже почти 6% выработки электроэнергии в РК. Это всё ещё очень мало, но заметно лучше, чем было ранее
По итогам прошлого года инвестиции в основной капитал в сфере производства электроэнергии в РК достигли 451,4 млрд тг — на Читать далее...
29 января 2024
97873
Может ли в Казахстане повториться ЧП с оторвавшейся дверью самолёта Boeing 737 MAX 9?
Неожиданное продолжение получил инцидент с оторванной во время полёта дверью самолёта Boeing 737 MAX 9, который 5 января этого года Читать далее...
1 февраля 2024
96104
Сотни строительных объектов в РК возводятся без лицензий и разрешений
Проблемы, связанные с деятельностью недобросовестных застройщиков и обманом дольщиков, остаются крайне актуальными в РК. Время идёт, предпринимаются меры, но население Читать далее...
20 февраля 2024
95725
Женщины руководят каждым четвёртым сельхозпредприятием в РК и зарабатывают при этом больше мужчин
В РК увеличилась доля компаний — производителей сельскохозяйственной продукции, которыми управляют женщины. Теперь каждое четвёртое (27,5%) фермерское хозяйство, компания или Читать далее...
31 января 2024
95314
Кондитерские изделия подорожали на 12%, булочки и прочая выпечка — на 14%
В некоторых регионах рост цен был значительно выше Сладости для казахстанцев очень важны. С чем же пришлось столкнуться закупившимся к Читать далее...
12 января 2024
93954
Потребление мяса и мясопродуктов в Казахстане увеличилось на 4%
В то же время цены на мясо и мясные продукты выросли на 9% За январь–сентябрь текущего года в РК произвели Читать далее...
3 ноября 2023
90582
По темпам развития МСБ Талгарский район стал одним из лучших в Алматинской области
В районе работают около 20,4 тысячи предпринимателей В первом полугодии 2023 года в Алматинской области работали 133,5 тыс. субъектов малого Читать далее...
15 января 2024
90155
Свинина подорожала на 8% за год
Поголовье свиней в РК сократилось на 4%, падёж увеличился на 14% По итогам января–ноября 2023 года в стране произвели 21,9 Читать далее...
16 января 2024
90024
Автопром — один из драйверов обрабатывающей промышленности РК
Три из пяти проданных в Казахстане автомобилей — местного производства Промышленность РК за 2021 год показала рост на 3,8% по Читать далее...
13 апреля 2022
89784
Пассажироперевозки по железной дороге, как и грузоперевозки, выросли на 2% за год
Доходы предприятий в секторе за неполный год уже составили 1,5 триллиона тенге За январь–ноябрь 2023 года железнодорожным транспортом перевезли 18,2 Читать далее...
25 декабря 2023
89186