Вопрос «технарей» и профессиональных кадров в Казахстане решает автопром

Год рабочих профессий и призыв президента повысить престиж рабочих и инженеров совпали с практическим масштабным переворотом в автомобилестроении — сегодня в Казахстане реализуется десять проектов по производству автокомпонентов, часть из которых уже запущена. Такие меры позволяют не просто расширить производственные мощности, но и сформировать компонентную базу внутри страны, привлечь инвестиции, стабилизировать цепочки поставок и, что важно, создать реальные рабочие места.

При этом эффект от одного трудового места на заводе автокомпонентов многократно усиливается: по оценке отрасли, каждое рабочее место в автопроме способно создать дополнительно 7-8 рабочих мест в смежных отраслях — логистике, поставках, обслуживании, снабжении и т. д. Это не просто статистика, это системный мультипликатор занятости.

Благодаря этому автопром перестаёт быть нишевым сегментом и становится драйвером промышленной занятости и социальной стабильности. Рост численности рабочих и инженерных кадров возвращает статус рабочих специальностей, о котором говорил президент, и одновременно укрепляет макроэкономическую устойчивость: локализация снижает себестоимость автомобилей, что делает их доступнее, и укрепляет цепочки производства внутри Казахстана.

С начала зарождения автомобильной промышленности численность рабочих в отрасли выросла с менее чем 1 тыс. до почти 9 тыс. человек на конец третьего квартала 2025-го. За последний год их численность выросла почти на 3 тыс. человек, или на 40,5%, а доля от всех рабочих в машиностроении за 10 лет увеличилась с 2,6% до 12,5% (годом ранее — 9,2%). Без учёта рабочих в отрасли машиностроения, занятых в сфере ремонта и установки машин и оборудования, удельный вес рабочих автопрома достигает почти четверти от всех рабочих, занятых на производстве в машиностроении.

В четвёртом квартале текущего года были запущены два новых автозавода, KIA Qazaqstan в Костанайской области и Astana Motors Manufacturing Kazakhstan в городе Алматы, которые создали ещё более 5 тыс. рабочих мест.

Почти половина всех занятых в автопроме страны трудятся в одной только Костанайской области, где расположен крупнейший завод Allur — бесспорный лидер отрасли и крупнейший работодатель региона, занимающий почти 60% от общего объёма производства автомобилей в Казахстане. Производственные мощности завода достигают более 125 тыс. авто в год, что позволяет обеспечить рабочими местами тысячи специалистов, от инженеров до рабочих производственных линий. Так, численность рабочих автопрома Костанайской области выросла за год на 37,4%: с 3,1 тыс. человек в третьем квартале 2024-го до 4,2 тыс. человек в аналогичном периоде текущего года. В регионе также открылся завод KIA Qazaqstan мощностью в 70 тыс. автомобилей в год, который обеспечит 1,5 тыс. новых рабочих мест.

Следом идёт Алматы с автозаводами Hyundai Trans Kazakhstan и Hyundai Trans Almaty. Численность рабочих в автопроме мегаполиса за год выросла в полтора раза, до 2,5 тыс. человек в третьем квартале 2025-го. А новый автозавод Astana Motors Manufacturing Kazakhstan создал ещё 3,6 тыс. новых рабочих мест.

На остальные регионы суммарно пришлось чуть более 2,1 тыс. занятых в сфере автопрома — на треть больше, чем в третьем квартале 2024 года.

Рост численности работников автомобильной промышленности, которая за последние годы стала одной из самых быстро расширяющихся отраслей казахстанского машиностроения, выводит на первый план другую структурную задачу — формирование собственной системы подготовки кадров. Масштаб индустриализации требует не просто увеличения количества рабочих мест, но и устойчивого канала пополнения отрасли квалифицированными специалистами. В автопроме уже формируется связанная вертикаль: от профильных школьных программ и профессиональной ориентации до специализированных колледжей, вузов и корпоративных учебных центров на базе производств. Модель становится ближе к отраслевому кластеру, где предприятия работают напрямую с образовательными учреждениями, формируя заказ на компетенции, обновляя учебные программы, создавая лаборатории и предоставляя места для практики. Этот переход от разрозненной подготовки к встроенной системе «школа — колледж — вуз — производство» становится ключевым фактором роста: без него отрасль не сможет ни поддерживать динамику занятости, ни закрывать потребности проектов по локализации и производству автокомпонентов.

В июне 2024 года в Костанае был торжественно открыт корпоративный университет Allur University, ознаменовавший новый этап в подготовке высококвалифицированных специалистов. Ежегодно Allur University обучает более 2 тыс. человек, готовя их под потребности производства и развивая компетенции в сфере бережливого производства, lean-менеджмента, корпоративной культуры и инновационного мышления. Через Центр повышения квалификации ежегодно проходят до 3 тыс. сотрудников, а сам университет стал площадкой, где обучаются как работники завода, так и специалисты машиностроительного кластера региона.

Компания Allur выстроила многоуровневую систему сотрудничества с образовательными учреждениями. Так, победа Костанайского колледжа автомобильного транспорта, давнего партнёра завода, в республиканском конкурсе «Кәсіби маман» продемонстрировав эффективность модернизированной образовательной модели. Эта победа стала признанием системной работы по развитию кадрового потенциала. Компания является попечителем Костанайского колледжа автомобильного транспорта и активно участвует в развитии его материально-технической базы. Allur выстроила дуальную модель обучения с одиннадцатью колледжами, где были обновлены программы по сварке, окраске и CKD-сборке. Компания также ведёт профориентационную работу со школьниками, популяризируя инженерные и технические специальности, активно сотрудничает с ведущими вузами страны — Satbayev University, AlmaU, ВКГТУ, Shakarim University и другими.

Satbayev University сотрудничает также с заводом Hyundai Trans Kazakhstan, подписав меморандум о сотрудничестве по формированию кадрового резерва, подготовке научных кадров в области машиностроения, а также совместной разработке производственных процессов и образовательных программ. Компания Hyundai Trans Kazakhstan в прошлом году также подписала меморандум о сотрудничестве с ALT University: партнёрство нацелено на создание возможностей для практического обучения и профессионального развития студентов, готовящихся к карьере в таких ключевых направлениях, как транспорт, машиностроение и логистика.

Завод QazTehna также активно развивает международное образовательное сотрудничество: при поддержке партнёра Yutong организован визит представителей образования Карагандинской области в Китай, где были подписаны меморандумы между Карагандинским высшим политехническим колледжем и колледжами провинции Хэнань для совместной подготовки инженерных кадров.

Автомобильная промышленность демонстрирует не только рост производства, но и значительное улучшение показателей занятости. Создание полноценной образовательной экосистемы — от работы со школьниками до корпоративного университета и базовых кафедр в вузах — позволяет обеспечивать отрасль квалифицированными кадрами и способствует устойчивому развитию всей индустрии Казахстана.