Сочный парадокс: в РК производство апельсинового сока выросло на 15% за год, ананасового — на 6%, а яблочного — сократилось на 14%

В целом по итогам трёх кварталов выпуск фруктовых и овощных соков уменьшился на 11% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Казахстанские компании за три квартала 2018 года выпустили всего 98,9 миллиона литров соков. Это сразу на 11% меньше, чем в аналогичном периоде годом ранее.

Производство ушло в минус во всех регионах Казахстана, кроме Астаны: в столице выпуск фруктовых и овощных соков вырос сразу на 40% по сравнению с соответствующим периодом 2017 года — до 9,7 млн литров (это уже 9,9% от РК, против 6,3% годом ранее).

Впрочем, несмотря на спад, основной объём производства соков по-прежнему сконцентрирован в Алматы (41,4% от РК) и Алматинской области (38,1% от РК). Именно в Южной столице работает крупнейший производитель отрасли — компания Raimbek Bottlers (соки и сокосодержащие напитки Juicy, Juicy Junior, Palma, Palma Fruits, Frutta-life, Fantan).

В многолетней динамике значительное снижение объёмов наблюдалось ранее лишь в кризисном 2015 году (на 18,4% по сравнению с предыдущим годом). Однако в 2016–2017 годах производство в секторе снова пошло в рост и держалось в позитивной зоне до текущего года.

 

 

Любопытно, что на фоне общего спада выпуска как овощных (томатный сок — минус 13,5% год-к-году), так и фруктовых (минус 10,9% за год) соков в некоторых категориях отмечен рост.

Так, выпуск апельсинового сока увеличился за год на 15%, до 16,5 млн литров; ананасового — на 5,9%, до 2,4 млн литров. В то же время производство яблочного сока, несмотря на наличие сырья в РК (в отличие от апельсинов и ананасов), сократилось сразу на 13,7% год-к-году, до 30,7 млн литров.

 

 

По итогам августа (за 8 месяцев текущего года) казахстанские компании обеспечили спрос на фруктовые и овощные соки на 80,2%.

Хотя на долю импорта приходится всего 19,8%, однако на фоне спада производства объёмы импорта увеличились на 12,5% за год.

Впрочем, казахстанцы и сами стали потреблять меньше соков. Так, реализация на внутреннем рынке упала на 4,9% в сравнении с прошлым годом.

И хотя объёмы экспорта выросли более чем в полтора раза, на долю внешних поставок приходится всего 0,7% имеющихся ресурсов (производство + импорт).

 

 

Цены на соки для казахстанцев выросли по итогам трёх кварталов на 7,4% к соответствующему периоду 2017 года.

Заметим, что в целом безалкогольные напитки за аналогичный период подорожали лишь на 4,1%, а общий уровень инфляции составил 6,3%.