В то же время «старичков» на дорогах Казахстана всё ещё очень много: половина автопарка — старше 20 лет
13 июня 2022
70
В то же время «старичков» на дорогах Казахстана всё ещё очень много: половина автопарка — старше 20 лет
Легковые автомобили возрастом более 10 лет к началу текущего года занимали 63,4% от всего автопарка, против 64,5% годом ранее. Это 2,4 млн авто, на 3,5% меньше, чем год назад.
В то же время доля новых легковых автомобилей (возрастом менее трёх лет) составляла 13,6% против 12% годом ранее. Это 516,8 тыс. «железных коней», плюс 11,7% за год.
В целом количество зарегистрированных легковых автомобилей на дорогах РК за год сократилось на 1,9%, до 3,8 млн авто к началу текущего года.
При этом в текущем году БНС АСПиР РК изменило методологию и данные по легковым автомобилям. В частности, появились данные, что к марту текущего года половина всех легковых автомобилей в РК не просто возрастная, а старше 20 лет (почти 2 млн авто).
Высказывались предположения, что автопарк страны можно обновить при условии значительного снижения сбора за первичную регистрацию автомобиля, а также снижения или отказа от утильсбора. Однако сбор за первичную регистрацию сегодня напрямую призван не допустить на рынок РК лишь аварийно-опасные устаревшие автомобили, и практически не отражается на покупателях новых авто, которые действительно способны качественно улучшить автопарк страны. Так, сборы за первичную регистрацию для автомобилей возрастом до трёх лет составляют лишь 50 МРП, чуть более 153 тыс. тг. Более того, регистрация автомобиля возрастом до двух лет и вовсе обойдется лишь в 0,25 МРП — несущественная сумма. А вот для авто старше трёх лет показатель составляет уже 500 МРП. Таким образом этот вид сборов фактически служит своеобразным «фильтром» для старых «железных коней», и только.
Утильсбор тем временем снижен на 50%, новая ставка варьируется в зависимости от объёма двигателя от 230 тыс. до 1,8 млн тг.
Заметим: наблюдаются попытки сравнить утильсбор в РК с европейским. В то же время в странах ЕС в принципе иная система сборов и налогообложения, причем в каждой стране своя, и непосредственно утильсбора может вообще не быть. Однако, например, взымается экологический налог на транспорт: в частности, в Великобритании он варьируется от 10 фунтов до 2365 фунтов в год в зависимости от типа двигателя и количества выбросов CO2 на километр, а в Германии составляет 2 евро на 1 грамм выбросов CO2.
Для справки: в Казахстане ежегодный налог на такие популярные автомобили как Toyota Corolla и Hyundai Solaris с объёмом двигателя 1,6 л составит менее 10 тыс. тг, а на Toyota Camry с объёмом 2,5 л — 21,9 тыс. тг. В то же время, к примеру, в Великобритании, в зависимости от типа двигателя и выбросов CO2 на км, налоги на Toyota Corolla (1,6 л), Hyundai Solaris (1,6 л) и Toyota Camry (2,5 л) со второго года составят по 89,5 тыс. тг (165 фунтов стерлингов). А в первый год налоги на Toyota Corolla и Hyundai Solaris и вовсе составят 317,4 тыс. тг (585 фунтов стерлингов) из-за выбросов в пределах 151–170 г на км, а на Toyota Camry — уже 512,7 тыс. тг (945 фунтов стерлингов), с учётом выбросов в рамках 171–190 г на км.
В Германии, в зависимости от объёма двигателя и выбросов CO2, ежегодный налог на Toyota Corolla (1,6 л) составит 79,3 тыс. тг (171 евро), на Hyundai Solaris (1,6 л) — 74,7 тыс. тг (161 евро), а на Toyota Camry (2,5 л) — уже 101,2 тыс. тг (218 евро).
Стоит добавить, что для ЕС (как и Японии, Кореи и других странах-автопроизводителей) нет опасности того, что рынок заполонит автохлам из соседних государств — у этих стран не стоит экологической задачи уберечь автопарк от такого развития событий. Однако на наших дорогах устаревшие автомобили в небезопасном состоянии из ЕАЭС и в первую очередь соседней России уже провоцируют ДТП и в целом повышают риск аварийности.
Еще один важный момент: сегодня сборы, особенно чувствительные для устаревших автомобилей, не только защищают дороги РК от повышенной аварийности и экологической нагрузки, но и призваны поддержать отечественный автопром, который в последние годы вышел на стабильной и весьма неплохой рост.
Показательный пример важности такой политики и негативных последствий при её отсутствии — Украина. С одной стороны, автопром Украины после отмены государством заградительных мер для защиты отечественных автопроизводителей существенно сократил выпуск автомобилей: с более чем 400 тыс. автомобилей в год в 2008 году до лишь порядка 8 тыс. за 2021 год. С другой стороны, из почти 500 тыс. импортированных и прошедших первичную регистрацию автомобилей на подержанные приходится сразу 80%.
Однако есть и вполне позитивный обратный пример: соседний Узбекистан. В этой стране автопром пользуется всецелой поддержкой государства, и продолжает расти и развиваться. Более того, в текущем году Узбекистан снизил таможенные пошлины на новые автомобили возрастом до 1 года вдвое — с 30% до 15%. Это говорит о том, что они уже не боятся конкуренции на внутреннем рынке. При этом заградительные меры в отношении «молодых» автомобилей возрастом более года и подержанные авто остались без изменений.
Ещё пример удачной политики — Южная Корея: страна закрыла импорт иностранных автомобилей с момента зарождения своего автопрома, и отменила запрет лишь к 2012 году, сумев сначала стать конкурентноспособной не только на внутреннем рынке, но и в мире. Так, по данным Международной организации автопроизводителей OICA Южная Корея сейчас занимает одну из лидирующих позиций по производству автотранспортных средств: за 2021 год страна замыкала ТОП-5 с 3,5 млн произведённых машин. Развитие автомобильной промышленности в стране привело к существенному развитию местной металлургии и росту продаж продукции в смежных сферах.
Заметим: вклад автомобильной промышленности в глобальную экономику весьма ощутим, даже с учётом трудностей отрасли, связанных с дефицитом полупроводников и логистическими проблемами. Согласно исследованию «ПромРейтинг», 15% мирового ВВП суммарно или косвенно приходится на автопром, а каждый занятый непосредственно в автопроме обеспечивает работой еще от 8 до 10 человек из смежных отраслей. Так, к примеру, в странах — лидерах по продажам новых легковых автомобилей за 2021 год доля автомобильной промышленности в ВВП варьируется от 3% (в США) до 10% (в Китае, Японии и уже упомянутой Южной Корее).
В РК автопром лишь набирает обороты, хотя рост его веса в промсекторе уже говорит об огромном потенциале. По данным Ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса, 3 из 5 проданных новых автомобилей в Казахстане — отечественного производства. К тому же, в отличие от спада продаж новых автомобилей в мире, в РК продажи растут.
Но сейчас определённо не время подрывать только вставшее на ноги отечественное производство. Сравним: в уже упомянутом Узбекистане доля автопрома от обрабатывающей промышленности в 2021 году составила 8,5% (и 4,5% от ВВП в 2020 году), в то время как в Казахстане — пока лишь 4,4%.
Возвращаясь к теме автопродаж, стоит отметить ещё один момент: как уже было упомянуто, большинство новых авто, продаваемых в РК — местного производства. Заметно увеличить продажи за счёт новых же импортных автомобилей невозможно: автопродажи буксуют во всём мире, что усугубляется очередным геополитическим кризисом. Фактически в РК дефицит и так ощущается заметно слабее, чем в целом в мире.
Позитивную роль для внутреннего рынка Казахстана сыграет (и это уже видно) не импорт, а новая программа автокредитования в РК: ожидается, что только за май-июнь в рамках этой программы казахстанцы приобретут порядка 10 тыс. новых авто.
И наконец, подержанные автомобили вовсе не отличаются доступными ценами. Так, стоимость подержанных легковых авто на казахстанском рынке выросла по итогам апреля текущего года сразу на 16% за год. Причем дело не в текущем кризисе: годом ранее рост цен также был вполне значительным — на 8,9%.
К слову, из-за нехватки новых автомобилей спрос на подержанные легковые автомобили вырос во всем мире. В частности, в США был отмечено рекордное подорожание б/у-автомобилей: на 14,1% за год. В соседней же России цены выросли сразу на 72% за год. Те подержанные автомобили, которые могут быть в итоге проданы в Казахстан по остаточному принципу, улучшить местный автопарк точно не смогут.
Популярные статьи
Смотреть всеРыбоводство как стартап: благодаря господдержке в РК резко вырос интерес бизнеса к выращиванию рыбы
Запасы аквакультуры в Казахстане за несколько лет увеличились в 3,4 раза В Казахстане наблюдается активный рост производственных показателей в рыбоводстве. Читать далее...
11 января 2024
98826
В какие страны Казахстан экспортирует больше всего муки?
Производство муки в стране выросло на 1% За январь–октябрь 2023 года в РК произвели 2,7 млн тонн муки из зерновых Читать далее...
29 декабря 2023
98365
Действительно ли лесникам увеличили зарплаты на 100%?
Проверяем, как выполняются обещания по оснащению и финансированию лесной отрасли Прошло полгода после масштабного лесного пожара, произошедшего в резервате «Семей Читать далее...
10 ноября 2023
97521
«Железные кони» рвутся в путь: выпуск легковых автомобилей в РК подскочил на 42%
Рост производства, активная локализация и новые заводы: как развивается автопром РК? Машиностроение Казахстана становится локомотивом сегмента переработки, причём как Читать далее...
16 октября 2023
97511
Продажи сигарет в РК взлетели на 69% за год
Производство табачных изделий за январь–декабрь 2023 года составило в стоимостном выражении 283 млрд тг, против 287,9 млрд тг за аналогичный Читать далее...
30 января 2024
95161
На объекты ВИЭ приходится уже почти 6% выработки электроэнергии в РК. Это всё ещё очень мало, но заметно лучше, чем было ранее
По итогам прошлого года инвестиции в основной капитал в сфере производства электроэнергии в РК достигли 451,4 млрд тг — на Читать далее...
29 января 2024
94136
Может ли в Казахстане повториться ЧП с оторвавшейся дверью самолёта Boeing 737 MAX 9?
Неожиданное продолжение получил инцидент с оторванной во время полёта дверью самолёта Boeing 737 MAX 9, который 5 января этого года Читать далее...
1 февраля 2024
92261
Сотни строительных объектов в РК возводятся без лицензий и разрешений
Проблемы, связанные с деятельностью недобросовестных застройщиков и обманом дольщиков, остаются крайне актуальными в РК. Время идёт, предпринимаются меры, но население Читать далее...
20 февраля 2024
91945
Женщины руководят каждым четвёртым сельхозпредприятием в РК и зарабатывают при этом больше мужчин
В РК увеличилась доля компаний — производителей сельскохозяйственной продукции, которыми управляют женщины. Теперь каждое четвёртое (27,5%) фермерское хозяйство, компания или Читать далее...
31 января 2024
91534
Кондитерские изделия подорожали на 12%, булочки и прочая выпечка — на 14%
В некоторых регионах рост цен был значительно выше Сладости для казахстанцев очень важны. С чем же пришлось столкнуться закупившимся к Читать далее...
12 января 2024
90242
Потребление мяса и мясопродуктов в Казахстане увеличилось на 4%
В то же время цены на мясо и мясные продукты выросли на 9% За январь–сентябрь текущего года в РК произвели Читать далее...
3 ноября 2023
86690
По темпам развития МСБ Талгарский район стал одним из лучших в Алматинской области
В районе работают около 20,4 тысячи предпринимателей В первом полугодии 2023 года в Алматинской области работали 133,5 тыс. субъектов малого Читать далее...
15 января 2024
86383
Свинина подорожала на 8% за год
Поголовье свиней в РК сократилось на 4%, падёж увеличился на 14% По итогам января–ноября 2023 года в стране произвели 21,9 Читать далее...
16 января 2024
86220
Автопром — один из драйверов обрабатывающей промышленности РК
Три из пяти проданных в Казахстане автомобилей — местного производства Промышленность РК за 2021 год показала рост на 3,8% по Читать далее...
13 апреля 2022
86018
Пассажироперевозки по железной дороге, как и грузоперевозки, выросли на 2% за год
Доходы предприятий в секторе за неполный год уже составили 1,5 триллиона тенге За январь–ноябрь 2023 года железнодорожным транспортом перевезли 18,2 Читать далее...
25 декабря 2023
85405