Какие соцсети и мессенджеры выбирает казахстанская молодёжь?

Согласно аналитическому докладу «Молодёжь Казахстана» за 2024 год, одним из самых распространённых видов проведения свободного времени среди молодёжи являются социальные сети. На вопрос о частоте использования 66,2% респондентов ответили, что пользуются ими регулярно, 21,5% — время от времени, 9,4% — редко, 1,9% — никогда не пользовались, а 1,1% затруднились с ответом.

Проведение свободного времени в соцсетях — второй по популярности вариант досуга молодых людей. На первом месте оказалось посещение родителей: так ответили 67,8% респондентов.

Теперь посмотрим, какие конкретно социальные сети и мессенджеры чаще всего использует молодёжь. Первое место занял WhatsApp: им пользуются 89,4% респондентов. На втором и третьем местах расположились Instagram (79,8%) и TikTok (63,9%). Реже используются Telegram (24,6%), Facebook (9,1%) и «ВКонтакте» (4,7%). Ещё 0,3% респондентов заявили, что не пользуются социальными сетями и мессенджерами.

Что касается характера проведения досуга, оказалось, что в интернете молодые люди чаще всего смотрят информационный (69,2% респондентов) и развлекательный (60,6%) контент. Вовлекающий контент, предусматривающий обсуждение острых тем и интерактив, интересует 33,3% респондентов, рекламный — 25,7%, вирусный (мемы) — 14,8%. Ещё 2,5% участников опроса затруднились с ответом.

В разрезе возрастных групп представители самой юной категории (14–18 лет) чаще других упоминали развлекательный (66,8%) и вирусный (21,2%) контент. Респонденты в возрасте 19–23 лет предпочитали информационный контент (74,5%), в возрасте 24–28 лет — рекламный (27%) и вовлекающий (34,4%) контент.

Отметим: на начало 2025 года в Казахстане насчитывалось 19,2 млн пользователей интернета, уровень проникновения которого составлял 92,9% от общей численности населения, сообщает DataReportal. В том числе на январь текущего года в стране было 15,7 млн пользователей социальных сетей (75,7% от всего населения). Общая численность пользователей социальных сетей в РК выросла на 11,2% (или на 1,6 млн человек) за период с начала 2024-го по начало 2025 года.

Данные, опубликованные в рекламных ресурсах Meta, свидетельствуют, что на начало 2025-го численность пользователей Facebook в Казахстане составляла 2,6 млн человек, а численность пользователей Instagram — 12,4 млн человек. По данным рекламных ресурсов TikTok, на начало текущего года этой платформой в РК пользовались 15,7 млн человек в возрасте от 18 лет.

Численность пользователей LinkedIn в Казахстане на начало 2025 года составляла 1,7 млн. Реклама в Messenger была показана 397 тыс. пользователей. Согласно данным Snap, пользователями Snapchat в РК были 885 тыс. человек, а показатели X (бывшего Twitter) составили 369 тыс. пользователей на начало текущего года.

Если рассматривать данные по веб-трафику, платформа Pinterest является лидером по привлечению пользователей на сторонние сайты. На долю этой социальной сети в Казахстане пришлось 35,96% пользователей. На втором и третьем местах расположились YouTube и Facebook: 15,01% и 13,91% пользователей соответственно. Далее идут платформа X (10,44%), «ВКонтакте» (9,82%), Instagram (8,61%) и Reddit (4,18%). На остальные социальные сети суммарно пришлось 2,07% пользователей.

Интересный момент: при поиске видеоконтента казахстанцы чаще всего использовали в качестве поисковых запросов слова и фразы, связанные с музыкой и фильмами, такие как «музыка», «фильм», «кино», «песня», «песни», «А4», «математика», «Маша», «мультики», «фильмы», «трактор», «Маша и Медведь».

А как обстоят дела с устройствами для выхода в интернет в казахстанских семьях? На начало текущего года, согласно опросу Бюро национальной статистики АСПиР РК, проведённому среди 12 тыс. домохозяйств, обеспеченность граждан страны сотовыми телефонами составила 100%. Полная обеспеченность была зафиксирована во всех регионах, за исключением Карагандинской области, где показатель составил 99,8%.

В то же время компьютер и/или ноутбук имелись у 55,8% казахстанских семей. В региональном разрезе чаще всего эти устройства встречались у семей в Алматы (76,4% от общей численности домохозяйств), а аткже в Восточно-Казахстанской (73,4%) и Павлодарской (67%) областях. Реже всего компьютеры и ноутбуки имелись в семьях Жетысуской (37,7%), Кызылординской (39,6%) и Атырауской (39,8%) областей.

Что касается оплаты услуг по предоставлению доступа в интернет, отметим: по итогам сентября текущего года абонентская плата за доступ к сети подорожала на 7,2% по сравнению с сентябрём 2024-го. В региональном разрезе наибольший рост цен был зафиксирован в Восточно-Казахстанской (на 15,4%), Северо-Казахстанской (на 10,6%) и Костанайской (на 10,2%) областях, наименьший — в Павлодарской (на 2,6%), Актюбинской (на 3,1%) и Абайской (на 3,8%) областях.