Лечат или калечат? Количество правонарушений в фармацевтической сфере выросло более чем вдвое

По итогам девяти месяцев текущего года объём производства фармацевтических препаратов в Казахстане существенно увеличился. Так, выпуск лекарств вырос на 22,5%, до 113,5 млрд тг, а прочих фармацевтических препаратов — на 10,9%, до 9 млрд тг.

Несмотря на это, доля отечественного производства и близко не удовлетворительна: по итогам продаж 2023 года казахстанские лекарства перекрыли всего 18% спроса. Мало того, при таком минимальном обеспечении рынка отечественными препаратами собственное сырьё при выпуске лекарств в РК практически не используется, а требования к качеству ввозимых компонентов даже не установлены.

В целом рынок фармацевтической продукции в Казахстане имеет ряд серьёзных проблем, среди которых:

  • системные нарушения;
  • наличие контрабанды и несертифицированных средств;
  • проблемы государственного регулирования;
  • низкий уровень государственной поддержки;
  • недостатки в ценообразовании;
  • другие проблемы.

Разберём всё поочерёдно.

В стране продолжает расти количество нарушений в фармацевтической отрасли. Так, согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры (КПСиСУ ГП) РК, за девять месяцев текущего года было зарегистрировано 1,2 тыс. нарушений правил фармацевтической деятельности и сферы обращения лекарственных средств и медицинских изделий. За год количество таких правонарушений увеличилось более чем в 2,3 раза. К административной ответственности привлекли 1,1 тыс. человек.

Это еще не всё. Количество административных правонарушений, относящихся к незаконной медицинской и/или фармацевтической деятельности, увеличилось за год на 42%, до 1 тыс. случаев. К ответственности были привлечены 996 человек.

Стоит отметить, что по обеим статьям рост количества правонарушений был зафиксирован и по итогам прошлого года. Кроме того, в текущем году было зарегистрировано 29 административных правонарушений, относящихся к предоставлению заведомо ложных сведений и информации при получении разрешительных документов на занятие медицинской, фармацевтической деятельностью.

Таким образом, сфера фармацевтики выглядит откровенно небезопасно. Такая ситуация не только негативно сказывается на рынке, но и несёт серьёзные риски для жизни людей с учётом того, что речь идёт о лекарствах и лечении населения.

Подобные нарушения, в числе прочего, связаны и с контрафактными фармацевтическими изделиями. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждая десятая упаковка лекарственных препаратов в развивающихся странах является контрафактной. В нашей стране дела обстоят не лучше: оборот фальшивых медицинских препаратов, по сообщениям СМИ, превышает 10%–12%.

Помимо рисков для жизни людей и здоровья нации, контрафактные лекарства значительно уменьшают объём бюджетных поступлений от налогов и таможенных сборов.

Все описанные проблемы и небезопасные ситуации в секторе связаны, в числе прочего, с малоэффективным государственным регулированием. На заседании по итогам аудита эффективности Министерства здравоохранения РК и его подведомственных организаций в части обеспечения граждан лекарствами и медицинскими изделиями рассказали о 36 системных недостатках в сфере обращения фармацевтической продукции. Они касаются:

  • мер государственной поддержки отечественных товаропроизводителей;
  • ценообразования;
  • процессов закупок и логистики;
  • проведения инспекций и оценки безопасности лекарств.

Анализ реализации программных документов в области здравоохранения свидетельствует об отсутствии комплексного подхода по развитию фармацевтической отрасли. Меры поддержки оказываются без учёта приоритетных направлений развития отечественного фармацевтического производства и вне зависимости от уровня локализации. В целом охват казахстанских производителей лекарственных средств и медицинских изделий мерами государственной поддержки остаётся низким: менее 20%.

Кроме того, некачественное планирование закупок в системе Единого дистрибьютора привело к отказу медицинских организаций от закупленных препаратов на сумму 2,8 млрд тг. В результате возникло «затоваривание» с последующим списанием из-за истечения срока годности части препаратов на 279,5 млн тг.

Также было отмечено, что государственное регулирование цен осуществляется не в должной мере. Формирование предельных цен основано на установлении наценок по принципу «процент на процент», что нормативно позволяет увеличивать стоимость препаратов до 172% от цены завода-изготовителя.

Председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов также обратил внимание на то, что сфера государственного регулирования не охватывает цены на незарегистрированные лекарственные средства, что привело к установлению наценок до 2000% от цены завода-изготовителя.

Государственный аудит также установил, что недостатки механизма ценообразования привели к закупкам ТОО «СК-Фармация» отдельных лекарственных средств и медицинских изделий по ценам выше рыночных на 40%–365%, что составило более 8 млрд тг.

Ситуация с ценами на фармацевтические изделия действительно непростая. Наблюдаются высокие темпы удорожания в годовой динамике как в целом по рынку, так и для отдельных лекарственных препаратов, причём по некоторым ситуация может быть совсем неприятной. Так, по итогам сентября текущего года цены на фармацевтические препараты выросли на 12% — это существенно выше уровня инфляции по стране. При этом, по имеющимся данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, по отдельным препаратам годовое удорожание было заметно больше среднерыночного: так, к примеру, ацетилсалициловая кислота выросла в цене на 48,9% за год, активированный уголь — на 31%, пробиотик «Хилак форте» — на 25%, антибиотик «Флемоксин Солютаб» — на 21,5%, и так далее. Более подробные данные приведены в инфографике ниже.

На самом деле проблем в секторе фармацевтики Казахстана намного больше, чем мы рассмотрели. Для их решения необходимы структурные решения и меры, а также взаимодействие всех уполномоченных органов.

Напомним: с 1 июля текущего года в РК ввели обязательную маркировку всех лекарственных препаратов. Насколько это поможет рынку очиститься от контрафакта — вопрос открытый. Насколько это затронет уровень несоблюдения закона? Тут можно предположить, что правонарушений будет больше — возможно, частично это и вызвало такой всплеск количества регистрируемых случаев. А мы надеемся, что эта мера хоть как-то улучшит ситуацию на рынке и обезопасит население.