Море проблем Каспия: обмеление, загрязнение и антропогенная нагрузка
30 мая 2025
142

Эксперты-экологи бьют тревогу: уровень Каспийского моря приблизился к историческому минимуму. Согласно данным, опубликованным по итогам 28-й сессии Координационного комитета по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения Каспийского моря, за 20 дней ноября 2024 года средний уровень моря достиг отметки минус 29,03 метра по Балтийской системе высот. Такое сильное снижение в последний раз метеорологи фиксировали в 1977 году, когда Каспий обмелел до минус 29,18 метра.
В диаграмме представлены данные колебания уровня Каспийского моря за последние сто лет. Снижение, которое наблюдается сейчас, случилось во второй раз: аналогичная ситуация наблюдалась с 1930 по 1977 год. Как пишут эксперты РГП «Казгидромет» в журнале «Гидрометеорология и экология», тогда обмеление Каспия было связано с интенсивным водохозяйственным строительством на реках Каспийского бассейна (Волге, Урале). К началу 70-х годов практически все реки, впадающие в Каспийское море, были зарегулированы, что естественным образом уменьшило объём речного стока. С 1978-го начался восемнадцатилетний период подъёма, когда эксперты ежегодно фиксировали повышение уровня Каспийского моря. Пика показатель достиг в 1995 году (минус 26,4 метра). Далее, после незначительных колебаний, с 2006-го наблюдается планомерное снижение.

По данным Министерства водных ресурсов и ирригации РК, представленным на тематическом заседании в Мажилисе Парламента РК в конце апреля, с 2006 года площадь Каспийского моря сократилась с 390 тыс. до 360 тыс. квадратных километров.
«С 2001 года северо-восточное побережье Каспийского моря отступило более чем на 50 километров, превратив тысячи квадратных километров бывшей воды в сушу. В Атырауской области мы совершили вертолётную экскурсию по устью реки Урал, где она впадает в Каспийское море. Корабли не могут попасть на другую сторону. Глубина воды — всего 30–40 сантиметров, птицы в этом месте гуляют», — отметил председатель Комитета по вопросам экологии и природопользования Едил Жанбыршин.
Одной из причин обмеления учёные Астраханского регионального отделения Русского географического общества называют уменьшение количества осадков в бассейне главной питающей Каспийское море реки — Волги. Согласно метеонаблюдениям, ранее на территории бассейна ближайших рек чаще приходили атлантические циклоны. Из-за глобальных климатических процессов направления этих циклонов изменились: теперь они несут свои дожди дальше, поэтому реки Каспия не получают столько осадков, сколько раньше. Имеет также значение общее повышение температуры воздуха: это увеличивает испарение воды с поверхности моря.

Несмотря на то, что обмеление Каспийского моря — общая проблема всех прикаспийских государств (Казахстана, России, Ирана, Азербайджана, Туркменистана), при дальнейшем снижении его уровня территория РК может пострадать больше других. Ведь именно северная часть моря при возможном обмелении может быть потеряна для судоходства и нефтедобычи.
Среди других взаимосвязанных проблем Каспийского моря депутаты, обратившиеся в правительство, обозначили его экологическое загрязнение, вызванное деятельностью крупных нефтеперерабатывающих компаний.
«Биоразнообразие моря тоже переживает глубокий кризис. Постоянные выбросы токсичных химических веществ и разливы нефти ведут к загрязнению водной среды. Это ослабляет иммунитет животных и снижает устойчивость к заболеваниям. В результате численность каспийских тюленей сократилась с одного миллиона до ста тысяч особей. За последние 40 лет количество осетровых по разным причинам снизилось на 90%. Интенсивный промышленный вылов, утечка нефти, а также работа буровых платформ и судов, транспортирующих нефть, создают серьёзные препятствия для размножения осетровых на нерестилищах, что ставит под угрозу сам вид», — говорится в депутатском запросе.
Согласно данным мажилисменов, в Казахстане уже дважды повторялась ситуация, когда на нефтедобывающие компании накладывали экологические штрафы, которые фактически были списаны в обмен на инвестиции или при удержании из платежей по роялти. Депутаты предлагают пересмотреть экологические условия контрактов с нефтяными компаниями с целью обеспечения более строгих требований по охране окружающей среды или рассмотреть возможность временной приостановки лицензий для тех, кто систематически нарушает экологические нормы.
На встрече в Мажилисе Парламента РК директор ОФ «Социально-экологический фонд» Вадим Ни указал, что уже некоторое время безрезультатно пытается получить доступ к информации по экологической части соглашений с операторами крупнейших нефтяных месторождений — Кашагана, Карачаганака и Тенгиза. В настоящее время условия соглашения, по словам Ни, являются конфиденциальными, и правительство связано гарантиями о неразглашении этой информации — даже в части исполнения экологических требований. Фонд пытается получить эту информацию через суд, но пока безрезультатно.

Если в ближайшие годы не повторится сценарий 1978-го, когда после достижения минимальной отметки начался подъём уровня Каспийского моря, Казахстан может столкнуться с негативными последствиями обмеления. Это и прекращение судоходства в северной части моря, и усугубление экологических проблем, и появление так называемых экомигрантов. Мажилисмен Сергей Пономарёв, автор запроса по проблемам Каспия, считает, что к 2040 году может встать вопрос о переселении около 5 млн казахстанцев, проживающих на территориях близ моря.
Вот какие прогнозы, касающиеся уровня Каспийского моря в будущем, дают специалисты Министерства водных ресурсов и ирригации РК. При формировании гипотез рассматривались два сценария в зависимости от динамики глобального потепления. Оба — нерадужные. Если температура воздуха в целом вырастет на 0,9–2 градуса Цельсия, то к 2050 году уровень моря опустится до отметки минус 31,8 метра. По худшему сценарию — при потеплении на 1,4–2,6 градуса Цельсия — уровень водоёма составит минус 33,7 метра. А это критический уровень как для экосистемы, так и для морского хозяйства. Схема визуально демонстрирует, как будет выглядеть Каспий, если сбудутся худшие предположения: больше всего пострадает северная часть моря.
Чтобы предотвратить экологически неблагоприятное развитие ситуации, в РК уже полгода создают Казахский научно-исследовательский институт Каспийского моря. За это время НИИ лишь прошёл регистрацию. Вопрос с финансированием научного института до сих пор не решён. На ремонт здания, закупку основных средств и привлечение учёных нужно 1,8 млрд тг, однако Министерство финансов РК отказало в выделении этой суммы Министерству экологии и природных ресурсов. Об этом представитель ведомства сообщил во время встречи в мажилисе. Теперь подана заявка на выделение средств из резерва.

Популярные статьи
Смотреть всеРыбоводство как стартап: благодаря господдержке в РК резко вырос интерес бизнеса к выращиванию рыбы
Запасы аквакультуры в Казахстане за несколько лет увеличились в 3,4 раза В Казахстане наблюдается активный рост производственных показателей в рыбоводстве. Читать далее...
11 января 2024
164382
В какие страны Казахстан экспортирует больше всего муки?
Производство муки в стране выросло на 1% За январь–октябрь 2023 года в РК произвели 2,7 млн тонн муки из зерновых Читать далее...
29 декабря 2023
163213
«Железные кони» рвутся в путь: выпуск легковых автомобилей в РК подскочил на 42%
Рост производства, активная локализация и новые заводы: как развивается автопром РК? Машиностроение Казахстана становится локомотивом сегмента переработки, причём как Читать далее...
16 октября 2023
162170
Действительно ли лесникам увеличили зарплаты на 100%?
Проверяем, как выполняются обещания по оснащению и финансированию лесной отрасли Прошло полгода после масштабного лесного пожара, произошедшего в резервате «Семей Читать далее...
10 ноября 2023
161901
Продажи сигарет в РК взлетели на 69% за год
Производство табачных изделий за январь–декабрь 2023 года составило в стоимостном выражении 283 млрд тг, против 287,9 млрд тг за аналогичный Читать далее...
30 января 2024
159471
На объекты ВИЭ приходится уже почти 6% выработки электроэнергии в РК. Это всё ещё очень мало, но заметно лучше, чем было ранее
По итогам прошлого года инвестиции в основной капитал в сфере производства электроэнергии в РК достигли 451,4 млрд тг — на Читать далее...
29 января 2024
157867
Может ли в Казахстане повториться ЧП с оторвавшейся дверью самолёта Boeing 737 MAX 9?
Неожиданное продолжение получил инцидент с оторванной во время полёта дверью самолёта Boeing 737 MAX 9, который 5 января этого года Читать далее...
1 февраля 2024
156153
Сотни строительных объектов в РК возводятся без лицензий и разрешений
Проблемы, связанные с деятельностью недобросовестных застройщиков и обманом дольщиков, остаются крайне актуальными в РК. Время идёт, предпринимаются меры, но население Читать далее...
20 февраля 2024
155517
Женщины руководят каждым четвёртым сельхозпредприятием в РК и зарабатывают при этом больше мужчин
В РК увеличилась доля компаний — производителей сельскохозяйственной продукции, которыми управляют женщины. Теперь каждое четвёртое (27,5%) фермерское хозяйство, компания или Читать далее...
31 января 2024
155047
Кондитерские изделия подорожали на 12%, булочки и прочая выпечка — на 14%
В некоторых регионах рост цен был значительно выше Сладости для казахстанцев очень важны. С чем же пришлось столкнуться закупившимся к Читать далее...
12 января 2024
154124
Потребление мяса и мясопродуктов в Казахстане увеличилось на 4%
В то же время цены на мясо и мясные продукты выросли на 9% За январь–сентябрь текущего года в РК произвели Читать далее...
3 ноября 2023
151598
По темпам развития МСБ Талгарский район стал одним из лучших в Алматинской области
В районе работают около 20,4 тысячи предпринимателей В первом полугодии 2023 года в Алматинской области работали 133,5 тыс. субъектов малого Читать далее...
15 января 2024
150061
Свинина подорожала на 8% за год
Поголовье свиней в РК сократилось на 4%, падёж увеличился на 14% По итогам января–ноября 2023 года в стране произвели 21,9 Читать далее...
16 января 2024
149686
Автопром — один из драйверов обрабатывающей промышленности РК
Три из пяти проданных в Казахстане автомобилей — местного производства Промышленность РК за 2021 год показала рост на 3,8% по Читать далее...
13 апреля 2022
149406
Пассажироперевозки по железной дороге, как и грузоперевозки, выросли на 2% за год
Доходы предприятий в секторе за неполный год уже составили 1,5 триллиона тенге За январь–ноябрь 2023 года железнодорожным транспортом перевезли 18,2 Читать далее...
25 декабря 2023
149019