Невидимый рынок: какую пользу может принести Казахстану образовательный туризм?

Численность учащихся высших учебных заведений РК достигла рекордного за последние 10 лет уровня. В 2024/2025 учебном году в вузах страны обучаются 624,5 тыс. студентов — на 5,4% больше, чем годом ранее.

Согласно данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, почти треть из них учатся в университетах и институтах Алматы. В текущем учебном году в вузах Южной столицы насчитывается почти 202 тыс. студентов. Крупнейший мегаполис стал главным образовательным хабом Казахстана. Доля учащихся алматинских вузов в общем студенческом контингенте ежегодно растёт. Если в 2019-м она составляла всего 26,9%, то в текущем году — уже 32,3%.

Большое значение для развития системы высшего образования играют не только казахстанские, но и иностранные студенты, приезжающие в крупные города РК. Для вузов нерезиденты — это, в первую очередь, претенденты на платные места и шансы на развитие образовательного туризма. Например, в текущем учебном году в казахстанских учебных заведениях обучаются 28,5 тыс. иностранных студентов. В сравнении с предыдущим годом их численность выросла на 12,8%. Состав приезжих, желающих получить казахстанский диплом, разнообразен. Более половины студентов-нерезидентов — из стран дальнего зарубежья. Больше всего учащихся-иностранцев в РК — 9,3 тыс. человек — из Индии. Непосредственно в Алматы обучаются 4,7 тыс. студентов из этой страны. Чуть менее половины иностранных граждан, обучающихся в отечественных высших учебных заведениях — из стран СНГ. Второе место по численности среди всех студентов-иностранцев занимают граждане Узбекистана (4,6 тыс. человек), третье — приезжие из Туркменистана (4,4 тыс. человек).

Пожалуй, здесь стоит остановиться и отметить: иностранные студенты в любой стране не просто учатся, суть этого явления намного глубже. Образовательные учреждения, в которых обучаются иностранцы, формируют вокруг себя целую экосистему. В неё входят ритейл-объекты, культурно-развлекательные и туристические комплексы, а это возможность для притока иностранных средств и комплексного развития региона нахождения вуза. Потенциально это новая точка роста экономики в целом.

Продемонстрируем в цифрах, взяв за пример сильнейшую страну — колыбель образования, Великобританию. Эта страна, к слову, также весьма притягательна для студентов из Индии. Итак, исследование, проведённое в 2021/2022 учебном году, показало, что иностранные студенты внесли в экономику Великобритании 41,9 млрд фунтов стерлингов, при этом чистый вклад каждого учащегося составил 98 тыс. фунтов стерлингов. Эта сумма включает не только оплату обучения, но и расходы на проживание, питание, а также посещение культурных и развлекательных мероприятий. Разумеется, университеты приносят значительную пользу экономике страны: например, ежегодный вклад английских университетов в ВВП превышает 52 млрд фунтов стерлингов.

Но вернёмся к Казахстану. Интерес молодых казахстанцев и иностранных студентов именно к вузам Южной столицы объясним: в Алматы сосредоточены крупнейшие университеты, имеющие сильный профессорско-преподавательский состав, современные лаборатории, программы двойных дипломов с зарубежными вузами и т. д. Притягивает южный мегаполис и получением шансов на стажировку и, соответственно, трудоустройство в крупных алматинских и международных компаниях. Однако вместе с плюсами учёба в вузах Алматы имеет и обратную сторону. В алматинских университетах есть проблема перенаселённости и высокой конкуренции за места. Речь идёт не только о грантах, но и о кампусах, и о возможностях досуга.

По информации БНС, более 61% всех студентов в вузах Алматы составляют приезжие из других регионов Казахстана или из прочих стран. В текущем учебном году в Южной столице насчитывалось 123,5 тыс. иногородних студентов, из них 57,7 тыс. учащихся заявили, что нуждаются в общежитии. Получили места в студенческих кампусах значительно меньше студентов: всего 34,8 тыс. человек. Оставшаяся часть иногородних студентов — а это 88,7 тыс. человек — вынуждены были самостоятельно решать свой жилищный вопрос, оплачивая комнаты в хостелах и частных квартирах. С учётом высокой стоимости съёмного жилья в Алматы эти расходы составляют значительную часть затрат семей на содержание студентов.

Как превратить проблемы образовательного бизнеса Южной столицы в его возможности? Многие крупные университеты мира сталкивались с этими барьерами развития и, преодолевая их, получали новые возможности для образовательного бизнеса. Предлагаем посмотреть на примерах, как это происходило в разных странах мира.

Великобритания. Начнём с этой уже упомянутой страны, знаменитой своими старейшими университетами, входящими в число лучших вузов мира. Учебные заведения развивались здесь как комплекс из учреждений — колледжей, вузов, лабораторий, кампусов, библиотек и т. д. Так, город Оксфорд воспринимается, в первую очередь, как академгородок Оксфордского университета. Аналогично выросли из студенческих городков Кембридж, Эдинбург.

США. Стэнфордский университет в Кремниевой долине неподалёку от Сан-Франциско стал уникальным образовательным хабом для сферы информационных технологий. Его закрытая территория состоит из образовательных корпусов, башни с библиотекой и архивами, кампусов. Рядом с университетами находятся офисы крупнейших технологических компаний мира, где студенты, в числе прочего, проходят стажировки, разрабатывают стартапы, общаются с разработчиками.

Италия. Город Болонья буквально вырос вокруг университета. Престижная высшая школа, где учились Коперник и Данте, представляет собой комплекс зданий факультетов в культурном центре города, где обучаются более 90 тыс. студентов. При этом для нерезидентов плата за учёбу в этом вузе почти в два раза выше, чем для граждан Италии.

Россия. Ярким примером является Новосибирский академгородок, построенный в 20 километрах от столицы Сибири более 60 лет назад. Научный и образовательный центр объединил на своей территории более 25 научно-исследовательских институтов России, технопарк, различную инфраструктуру для студентов. За многие годы наукоград прославился своими академически сильными институтами и стал площадкой для привлечения иностранных студентов.

Исходя из прогнозов аналитиков Казахстанского института общественного развития (КИОР), в ближайшие годы система высшего образования РК столкнётся с демографическими вызовами. К 2029 году численность абитуриентов вырастет в 2 раза, что приведёт к перегрузке существующих образовательных учреждений, дефициту мест в университетах, общежитиях, нехватке преподавателей. В докладе «Высшее образование в Казахстане: достижения и перспективы роста» аналитики КИОР пишут, что все эти факторы потребуют значительных инвестиций в образовательную инфраструктуру: по расчётам, около 29,1 трлн тг до 2040 года. Уже сегодня нужно думать о том, способны ли будут действующие университеты принять больше первокурсников, обеспечить им места для проживания, обучения, досуга.

В Казахстане возможной площадкой для реализации потенциала образовательного бизнеса, в том числе за счёт иностранных студентов, может стать отдельный образовательный центр близ Алматы. Ранее мы публиковали материал о планах властей по созданию ещё одного мегаполиса в южной части страны — города Алатау. Согласно генеральному плану города, в Алатау определена отдельная зона для образовательного, научного кластера — Golden Districts. Новый южный мегаполис может стать новым образовательным хабом Казахстана, где сосредоточатся филиалы крупных алматинских вузов, студенческие кампусы, техноцентры, библиотеки, спортивная инфраструктура.