В шаговой доступности: что такое «15-минутные города» и почему интерес к ним растёт в геометрической прогрессии?
25 ноября 2024
10485
Одна из главных проблем современных городов — огромные расстояния, которые приходится преодолевать ежедневно, чтобы добраться до работы, школы или других необходимых мест. Это приводит не только к потере времени, но и ко множеству других негативных последствий — масштабным пробкам, ухудшению качества воздуха из-за автомобильных выхлопов, перегруженности общественного транспорта и общему снижению уровня здоровья горожан.
Интересный вариант современного решения таких проблем — так называемые 15-минутные города. В основе концепции «15-минутного города» лежит идея децентрализации городской жизни во всех её проявлениях и создание «городов в городах», то есть постройка новых и переоборудование старых кварталов таким образом, чтобы каждый был максимально автономным — по принципу полицентричности.
Фактически подход направлен на создание районов, где люди могут удовлетворить свои повседневные потребности (работу, учёбу, лечение, покупки, отдых) в пределах не более 15 минут ходьбы (а порой, для некоторых климатических зон — езды на велосипеде) от дома.
В мире такие проекты уже давно реализуются — например, Canary Wharf в Лондоне, Hudson Yards в Нью-Йорке, а также известные «микрогорода» в крупных азиатских мегаполисах, таких как Токио и Сингапур. В Казахстане, а также в соседних России и Узбекистане эта концепция тоже становится популярной и реализуется в виде жилых комплексов и деловых районов с собственной инфраструктурой.
Так, к примеру, полицентричному развитию Алматы призваны содействовать новые «города в городе» от BI Group — бигвилли. В Южной столице реализуются два масштабных проекта: Arena City на западе и Dream City в восточной части. Эти новые полицентры строятся в соответствии с генеральным планом Алматы, внедряя передовые технологии для комфортной жизни и работы. Также бигвилли от BI Group строятся в Шымкенте (Grand Park, Atamura, Arman Qala), Атырау (Talan) и Астане (MoD, Green Line, Nexpo и прочие).
«Город в городе» — или, как вариация, «15-минутный город», — согласно исследованиям экспертов Novatr, предлагает целый ряд преимуществ:
• Снижение автомобильной зависимости и улучшение качества воздуха. Уменьшение использования автомобилей на 15% может снизить уровень загрязнения воздуха, а также сократить выбросы CO₂ в городах, улучшая здоровье жителей.
• Экономия времени и улучшение благосостояния. К примеру, в Париже после внедрения элементов «15-минутного города» жители тратят меньше времени на дорогу, что положительно сказывается на их психическом здоровье и уровне стресса. В результате в 2020 году Париж сократил время на поездки для 2,2 млн жителей, а также улучшил доступ к зелёным зонам и общественным пространствам.
• Равенство в доступе к инфраструктуре. В Барселоне 90% населения поддерживают меры по полицентризму и улучшению общественных пространств. Доступ к жизненно важным услугам, свойственный «городам в городах», способствует равномерному развитию городской инфраструктуры.
Таким образом, создание таких «городов в городах» способствует устойчивому развитию, улучшает здоровье, снижает затраты на транспорт и помогает создать более чистую и доступную городскую среду.
Заметим, по данным учёных IAE Paris-Sorbonne и их коллег, в период с 2019 по 2022 год количество инициатив по созданию и развитию подобных городских единиц во всём мире резко возросло (можно пронаблюдать в графике выше). В 2019 году показатель увеличился на 200%, в 2020-м — на 66,67%, а в 2021-м — на 90%. Такое стремительное расширение отражает растущую осведомлённость городских планировщиков и лиц, принимающих решения, о потенциальных преимуществах, предлагаемых концептом «городов в городах».
Важный момент: согласно тем же исследованиям, доминирующая цель «15-минутных городов» — доступность, в том числе доступ к основным услугам, таким как продукты питания (85,71%) и транспорт (85,71%). Зелёные зоны (84,42%) также занимают видное место в категории доступности, отражая озабоченность по поводу интеграции природы в структуру «15-минутного города».
Устойчивость — ещё одна ключевая тема, с акцентом на местную экономику (81,82%). Это говорит об интересе к созданию самодостаточных районов, которые минимизируют зависимость от внешних ресурсов. Равенство (57,14%) и биоразнообразие (55,84%) — дополнительные аспекты устойчивости, подчёркивающие важность содействия социальной справедливости и экологического благополучия в проектах «городов в городах». Подробности видны в инфографике.
Если же вернуться в наши реалии, в случае с Казахстаном можно отметить, что сфера Construction Tech у нас растёт быстрыми темпами, а «умное» строительство может стать хорошей опорной точкой устойчивого развития страны.
Популярные статьи
Смотреть всеРыбоводство как стартап: благодаря господдержке в РК резко вырос интерес бизнеса к выращиванию рыбы
Запасы аквакультуры в Казахстане за несколько лет увеличились в 3,4 раза В Казахстане наблюдается активный рост производственных показателей в рыбоводстве. Читать далее...
11 января 2024
112213
В какие страны Казахстан экспортирует больше всего муки?
Производство муки в стране выросло на 1% За январь–октябрь 2023 года в РК произвели 2,7 млн тонн муки из зерновых Читать далее...
29 декабря 2023
111888
«Железные кони» рвутся в путь: выпуск легковых автомобилей в РК подскочил на 42%
Рост производства, активная локализация и новые заводы: как развивается автопром РК? Машиностроение Казахстана становится локомотивом сегмента переработки, причём как Читать далее...
16 октября 2023
111197
Действительно ли лесникам увеличили зарплаты на 100%?
Проверяем, как выполняются обещания по оснащению и финансированию лесной отрасли Прошло полгода после масштабного лесного пожара, произошедшего в резервате «Семей Читать далее...
10 ноября 2023
110754
Продажи сигарет в РК взлетели на 69% за год
Производство табачных изделий за январь–декабрь 2023 года составило в стоимостном выражении 283 млрд тг, против 287,9 млрд тг за аналогичный Читать далее...
30 января 2024
108449
На объекты ВИЭ приходится уже почти 6% выработки электроэнергии в РК. Это всё ещё очень мало, но заметно лучше, чем было ранее
По итогам прошлого года инвестиции в основной капитал в сфере производства электроэнергии в РК достигли 451,4 млрд тг — на Читать далее...
29 января 2024
107348
Может ли в Казахстане повториться ЧП с оторвавшейся дверью самолёта Boeing 737 MAX 9?
Неожиданное продолжение получил инцидент с оторванной во время полёта дверью самолёта Boeing 737 MAX 9, который 5 января этого года Читать далее...
1 февраля 2024
105533
Сотни строительных объектов в РК возводятся без лицензий и разрешений
Проблемы, связанные с деятельностью недобросовестных застройщиков и обманом дольщиков, остаются крайне актуальными в РК. Время идёт, предпринимаются меры, но население Читать далее...
20 февраля 2024
105146
Женщины руководят каждым четвёртым сельхозпредприятием в РК и зарабатывают при этом больше мужчин
В РК увеличилась доля компаний — производителей сельскохозяйственной продукции, которыми управляют женщины. Теперь каждое четвёртое (27,5%) фермерское хозяйство, компания или Читать далее...
31 января 2024
104693
Кондитерские изделия подорожали на 12%, булочки и прочая выпечка — на 14%
В некоторых регионах рост цен был значительно выше Сладости для казахстанцев очень важны. С чем же пришлось столкнуться закупившимся к Читать далее...
12 января 2024
103352
Потребление мяса и мясопродуктов в Казахстане увеличилось на 4%
В то же время цены на мясо и мясные продукты выросли на 9% За январь–сентябрь текущего года в РК произвели Читать далее...
3 ноября 2023
99958
По темпам развития МСБ Талгарский район стал одним из лучших в Алматинской области
В районе работают около 20,4 тысячи предпринимателей В первом полугодии 2023 года в Алматинской области работали 133,5 тыс. субъектов малого Читать далее...
15 января 2024
99589
Свинина подорожала на 8% за год
Поголовье свиней в РК сократилось на 4%, падёж увеличился на 14% По итогам января–ноября 2023 года в стране произвели 21,9 Читать далее...
16 января 2024
99372
Автопром — один из драйверов обрабатывающей промышленности РК
Три из пяти проданных в Казахстане автомобилей — местного производства Промышленность РК за 2021 год показала рост на 3,8% по Читать далее...
13 апреля 2022
99162
Пассажироперевозки по железной дороге, как и грузоперевозки, выросли на 2% за год
Доходы предприятий в секторе за неполный год уже составили 1,5 триллиона тенге За январь–ноябрь 2023 года железнодорожным транспортом перевезли 18,2 Читать далее...
25 декабря 2023
98650