То яма, то канава: почему дорожные работы в Казахстане превращаются в долгострой?

В Казахстане растёт индикатор качества дорог. По данным Министерства транспорта РК, в прошлом году доля дорог республиканского значения, находящихся в нормативном состоянии, составила 92%. Это самый высокий показатель с 2020 года. Автодорожная сеть местного значения, то есть трассы между городами и сёлами внутри регионов, судя по статистике ведомства, тоже улучшила свои показатели с 75% до 87%. При этом на фоне «бодрой» официальной статистики обращений и жалоб от автовладельцев на качество дорог в регионах с каждым годом становится всё больше. А хуже всего то, что растёт аварийность на трассах и городских автодорожных сетях. На днях портал Ranking.kz писал о том, что количество ДТП за первое полугодие 2024-го выросло на 88,3% в годовом выражении. При этом доля аварий со смертельным исходом больше именно в регионах, где дороги в худшем состоянии, чем в крупных городах. Например, если в Алматы доля смертельных ДТП составляет всего 1,2%, то в Карагандинской области она достигает 23,6%.

Представитель Министерства внутренних дел РК на заседании правительства прошлой осенью чётко обозначил прямую связь между высокой аварийностью и плохим состоянием дорог. В пример был приведён случай страшной аварии на загородной трассе в Карагандинской области, где погибли сразу 9 человек. После ДТП инспекторы провели обследование и выяснили, что на трассе протяжённостью в 248 км есть 15 участков, где автомобили едут по встречной полосе из-за плохого состояния второй стороны дороги. Проверяющие выяснили, что во многих местах разрушено дорожное полотно, нет разметки, дорожных знаков, есть другие нарушения.

При этом в рейтинге регионов по качеству дорог Карагандинская область стоит на четвёртом месте. Доля местных дорог в нормативном состоянии в этой центральной части страны составляет 94%. Хуже ситуация обстоит в Западно-Казахстанской (52%), Актюбинской (75%) и Атырауской (76%) областях. Стоит отметить, что, согласно методологии, в понятие «нормативное состояние» входят две категории — дороги в хорошем и удовлетворительном состоянии. Разница в качестве дорожного полотна в этих категориях может быть существенной. Если в предыдущие годы профильное ведомство публиковало подробные данные о долях хороших дорог и трасс «на троечку», то за последний год данные приводятся только в обобщённом виде.

По информации премьер-министра Олжаса Бектенова, в текущем году на строительно-ремонтные работы на дорогах из бюджета предусмотрено 595 млрд тг. Из них 50,6% средств потратят на трассы республиканского значения. Общая протяжённость всех дорог, где заменят асфальт или положат новый, составит 12 тыс. км.

На карте видно, что в настоящее время проекты реконструкции проводят на территориях центральной и юго-восточной частей страны. Здесь указаны только дороги республиканского значения, ответственность за ремонт которых лежит на Министерстве транспорта РК. Рисунок этой карты относится не только к июлю 2024 года, в прошлом году он был таким же. В официальных докладах такие проекты называют переходящими, а в народе – долгостроями. Министр транспорта Марат Карабаев к числу затянувшихся отнёс шесть проектов: «Талдыкорган — Усть-Каменогорск», «Караганда — Алматы», «Мерке — Бурылбайтал», «Актобе — Кандыагаш», «Атырау — Астрахань» и «Казталовка — Жанибек» в ЗКО.

Например, ремонт трассы «Талдыкорган — Усть-Каменогорск», которая проходит по трём областям, ведётся почти пять лет. Её обещают сдать в эксплуатацию в конце текущего года. Ещё один проект в Восточном Казахстане затянулся на семь лет. Это реконструкция дороги от Усть-Каменогорска до Бухтарминского водохранилища со строительством участка пути в обход самого длинного в стране Осиновского горного перевала. История этого проекта неоднократно становилась примером неэффективного управления и планирования со стороны чиновников. Дорогу начали строить, не выделив земли лесного фонда на некоторых участках. Вопрос на уровне министерств решался почти три года, за это время уже пришло время корректировать проектно-сметную документацию. Подрядчик ушёл, конкурс объявляли снова, желающих участвовать в таком непредсказуемом проекте нашли не с первого раза. По данным портала Inbusiness.kz, общая сумма по проекту приблизилась к 12,8 млрд тг. Строительство продолжается, приблизительный срок сдачи — до конца 2025 года.

С дорогами, за которые отвечают акиматы регионов, ситуация не лучше, и нареканий они вызывают не меньше. По данным Министерства транспорта, только 21% финансирования, предусмотренного в текущем году на дороги областного и районного значения, приходится на местные бюджеты. Основная часть средств идёт из республиканской казны. Акиматы некоторых областей даже при низких показателях качества дорог и вовсе не выделяют средств на их ремонт. По данным Марата Карабаева, к ним относятся Западно-Казахстанская, Костанайская, Абайская, Восточно-Казахстанская, Мангистауская и Атырауская области.

Помимо финансирования, в регионах много других проблем, напрямую влияющих на качество дорог. Это и коррупционные риски, и низкий (всего 85%) охват местной сети экспертизой качества работ, и проведение среднего ремонта вообще без проектно-сметной документации. Об этом сообщал руководитель Высшей аудиторской палаты РК Алихан Смаилов.

В числе факторов, которые напрямую влияют на снижение качества автодорожной сети, чиновники не раз называли проезд по дорогам общего пользования гружёных самосвалов. Пока вопрос был только на стадии озвучивания проблемы. Сейчас Министерство транспорта предлагает с 2025 года вообще ввести запрет для проезда грузовых автомобилей, превышающих весовые параметры, по общим дорогам.

Для снижения нагрузки на бюджет Казахстан продолжает идти по пути введения платности на дорогах республиканского значения. В прошлом году общая протяжённость таких дорог составляла 3,2 тыс. км. Это 12,8% от общей длины всех республиканских трасс. В текущем году Министерство транспорта планирует ввести плату за проезд дополнительно ещё на 2,2 тыс. км дорог. Если общая протяжённость сети республиканских дорог не изменится, то доля платных трасс вырастет до 21,6%, а в следующем году — уже до 28,4%.

Доход от платного проезда по дорогам в прошлом году составил 30 млрд тг, при том, что общая сумма, необходимая на содержание дорог — 80 млрд тг. Чтобы закрывать расходы на содержание, Министерство транспорта предлагает увеличить тарифы на проезд на 20%. Таким образом, в 2025 году за проезд по платным дорогам бюджет должен получить от автовладельцев 100 млрд тг.

Вместе с тем эксперты в интервью порталу inbusiness.kz отметили, что существующая система платных трасс не отвечает необходимым стандартам и ущемляет интересы казахстанцев на свободное передвижение. Речь идёт о том, что платная дорога должна быть альтернативой бесплатной и иметь повышенные показатели безопасности и комфорта. Однако большинство участков платных дорог в Казахстане этим параметрам, по мнению экспертов, не соответствуют.