Очевидно, действующая экономическая модель страны пока с трудом вписывается в международные экологические стандарты

Очевидно, действующая экономическая модель страны пока с трудом вписывается в международные экологические стандарты

 

Сохранение биоразнообразия на огромной территории Казахстана — один из ключевых вызовов для перехода на принципы устойчивого развития. По официальным данным, площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) страны составляет почти 244 тыс. кв. км, что сопоставимо со всей территорией Великобритании или Румынии.

ООПТ представляют собой локальные экосистемы со специфическим ландшафтом, в которых сохранилась дикая природа, в том числе с редкими и исчезающими видами флоры и фауны. Но охраняемая территория — термин достаточно условный. По факту из представленных данных по площади ООПТ в Казахстане комплексная охрана обеспечивается только на территориях со статусом юридического лица, а таких всего 40 с общей площадью в 70 тыс. кв. км. Это территории с собственным штатом сотрудников для охраны, проведения научных работ, обслуживания туристов.

На текущий момент реальную охрану биоразнообразия Казахстан осуществляет лишь на 2,8% от общей площади страны, что крайне мало в международном контексте. В рейтинге по доле особо охраняемых природных территорий суши в 2018 году Казахстан занял всего 183-е место из 211 представленных стран. К примеру, Россия на 136-м месте (под особой охраной почти 10% природных территорий), Китай — на 105-м (под охраной 15% территорий). Это данные Всемирного Банка.

 

 

Но даже в случае особо охраняемых природных территорий со статусом юрлиц наблюдается дефицит финансовых ресурсов. По официальным данным, в 2019 году предприятия, осуществляющие деятельность природных заповедников и охрану дикой природы, зафиксировали расходы в размере 6,2 млрд тг. То есть годовые затраты на 1 кв. км особо охраняемой территории со статусом юрлица составляли всего 87 тыс. тг.

Доходов ещё меньше: за тот же период — 2,7 млрд тг, или 37,1 тыс. тг в год с 1 кв. км.

 

 

Надо признать: за последние годы Казахстан значительно нарастил финансовые ресурсы на охрану биоразнообразия. В 2017 году объём инвестиций на сохранение биоразнообразия и окружающей среды составлял всего 420 млн тг, в 2018-м — уже 3,6 млрд тг, а в 2019-м — 4,1 млрд тг. Но этого явно недостаточно.

Согласно шестому Национальному докладу РК о биологическом разнообразии, дефицит финансирования целей сохранения биоразнообразия до 2020 года составляет 469 млн долл. США, или 55% от нынешнего финансирования биоразнообразия в стране, по мнению международных экспертов.

 

 

С точки зрения мирового сообщества, управление сохранением биоразнообразия в РК неэффективно. Оценка Европейской экономической комиссии при ООН за 2019 год такова: «Правительство не одобрило Национальную стратегию и план действий по сохранению и сбалансированному использованию биоразнообразия (НСПДСБ) 1999 г. В Казахстане отсутствуют действующие стратегические инструменты, в которых основное внимание уделялось бы вопросам сохранения биоразнообразия и/или развития сети особо охраняемых природных территорий, причём эти вопросы не интегрированы в другие отраслевые стратегические документы».

До сих пор вся система государственного планирования не имеет стратегической экологической оценки программ и концепций развития. Экология в стране принимается в расчёт разве что по остаточному принципу. В недавно опубликованном Национальном плане развития РК до 2025 года экологии также нет среди национальных приоритетов. В итоге во всех областных территориальных инспекциях лесного хозяйства и животного мира наблюдаются нехватка квалифицированного инспекторского состава и устаревшая материально-техническая база, что приводит к естественной утрате биологического разнообразия на всей территории Казахстана.

 

 

Частный сектор также слабо задействован в сохранении биоразнообразия. Для примера рассмотрим технологию управления животным миром через охотничьи хозяйства. Эти организации берут на себя часть обязательств по сохранению и расширению базы животного мира через разведение животных. Казахстанские цифры: на территории республики обитает 835 видов позвоночных животных, в том числе млекопитающих — 178 видов, птиц — 489. В Красную книгу Казахстана занесено 128 видов и подвидов позвоночных животных, в том числе птиц — 57, млекопитающих — 40.

В 2020 году на территории Казахстана действовало более 800 охотничьих хозяйств. Общая площадь охотничьих угодий — 180,8 тыс. кв. км. За пользование животным миром в 2019 году от охотничьих хозяйств в бюджет перечислено всего 201,4 млн тг, или 1 тыс. тг с 1 кв. км в год. Совокупный доход от использования охотничьих угодий — всего 1,1 млрд тг, или 6 тыс. тг с 1 кв. км.

 

 

Очевидный коллапс в области управления окружающей средой вынудил правительство произвести структурные изменения. В марте 2019 года создано Министерство экологии, геологии и природных ресурсов. Появился централизованный орган, конкретно отвечающий за сохранение биоразнообразия в стране — Комитет лесного хозяйства и животного мира. В этом году вступает в силу новый экологический кодекс.

Наблюдаются и инициативы со стороны частного сектора. В текущем году охотничьи хозяйства попытались самостоятельно регулировать свою деятельность. Ассоциация общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «Кансонар» представила сервисную платформу по охотничьему хозяйству и рыболовству, чтобы вывести отрасль из тени и продвинуть на международный туристский рынок потенциал Казахстана.

Но пока этого недостаточно. По оценкам ООН, Казахстан находится всего на 113-м месте в рейтинге стран по сохранению экосистем суши. Всего в рейтинге участвовали 166 стран. Крайне слабые показатели в области экологии в контексте новой модели глобализации устойчивого развития, как минимум, наносят стране репутационные риски и снижают инвестиционную привлекательность, а в среднесрочной перспективе экологические вопросы приведут к конкретным санкциям и барьерам для сырьевого экспорта.