Секрет успеха Узбекистана — диверсификация реального сектора. В РК промышленность по-прежнему «сидит на нефтяной игле» и серьёзно зависит от добывающей сферы

Секрет успеха Узбекистана — диверсификация реального сектора. В РК промышленность по-прежнему «сидит на нефтяной игле» и серьёзно зависит от добывающей сферы

 

В 2020 году объём промышленного производства сократился во всех странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Согласно пресс-информации Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в январе–декабре 2020 года ИПП ЕАЭС составил 97,3% к январю–декабрю 2019 года, что означает спад выпуска на 2,7%. В Кыргызстане спад составил 6,6%, в России — 2,9%, в Армении — 0,9%, в Беларуси и Казахстане — 0,7%.

Наш ближайший сосед, Узбекистан, получил статус государства — наблюдателя при ЕАЭС на заседании Высшего Евразийского экономического совета 11 декабря 2020 года. Такой же статус получила и Куба. Статус государства — наблюдателя при Союзе предусмотрен Договором о ЕАЭС. Государство-наблюдатель вправе направить своего представителя по месту пребывания ЕЭК, уполномоченного на регулярной основе взаимодействовать с ЕЭК.

На фоне спада в ЕАЭС, в частности в Казахстане, Узбекистан показал рост объёма промышленного производства в 2020 году на 0,7%. Более того, в 2019 году и ранее рост в промсекторе РК также уступал показателям Узбекистана.

 

 

В промышленном секторе Узбекистан опережает Казахстан как в обрабатывающей промышленности, с годовым ростом объёмов производства на 7,1%, против 3,9% в РК, так и в сфере тепло- и электроснабжения, с ростом на 12,5%, в то время как в Казахстане, наоборот, показатель ушёл в минус на 0,3%.

В горнодобывающей промышленности и разработке карьеров обе республики сократили объёмы производства, при этом если в Казахстане показатель снизился на 3,7%, то в Узбекистане — сразу на 21,9%. Производство сократилось и в сфере водоснабжения и удаления отходов: в РК — на 2,6%, в РУ — на 7,9%.

 

 

Более диверсифицированная экономика Узбекистана обеспечила республике рост в промышленной отрасли в целом, несмотря на значительное сокращение показателей в горнодобывающем сегменте. Так, доля добывающей сферы в структуре промышленности Узбекистана в 2020 году составила лишь 9%, а за период 2015–2019 годов варьировалась в пределах 9,6%–12,4%. Доля обрабатывающей промышленности в Узбекистане в 2020 году достигла рекордных 83% (годом ранее — 79%). Таким образом, ориентированность на производство продукции, а не на сферу добычи полезных ископаемых позволила Узбекистану закончить непростой 2020 год с ростом по промсектору в целом.

В то же время в Казахстане удельный вес добывающей промышленности в 2020 году составил 43,9% (годом ранее — 54,4%). Даже с учётом растущего удельного веса обрабатывающей промышленности в экономике страны в 2020 году она всё равно не достигла и половины в структуре производства, составив всего 48,8%. Опасная зависимость от горнодобывающей отрасли повлияла на спад объёмов производства всей промышленности РК. Обрабатывающая промышленность, хоть и оказалась в плюсе, не смогла поддержать и обеспечить рост объёмов промышленности в целом. И это несмотря на реализацию множества государственных программ, в том числе Государственной программы индустриально-инновационного развития, целью которой является конкурентоспособность обрабатывающей промышленности РК.