Стоит ли ждать взлета цен на жильё в Алматы?

Стоит ли ждать взлета цен на жильё в Алматы?

 

В Казахстане — как и в целом в мире, и особенно в развитых странах — жители всё чаще мигрируют в города. В республике принята амбициозная повестка преобразований на период до 2050 года, которая предполагает сопряжение диверсифицированного и «зелёного» экономического роста с урбанизацией. Страна планирует увеличить ВВП в четыре раза, существенно повысить ненефтяные доходы, сократить потребление энергии вдвое и увеличить уровень урбанизации до 70%.

Политика здоровой продуманной урбанизации призвана существенно улучшить уровень жизни населения, повысить социальное благосостояние, благотворно повлиять на окружающую среду и поддержать экономический рост. Урбанизация ожидаемо является одним из основных пунктов Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН. В частности, ЦУР включают Цель № 11, один из пунктов которой напрямую утверждает: «К 2030 году расширить масштабы открытой для всех и экологически устойчивой урбанизации».

Сегодня доля городских жителей в РК составляет 59%.

 

 

Среди крупных городов одним из наиболее привлекательных для внутренней миграции является центр бизнеса и финансов — мегаполис Алматы. Южная столица находится в центре густонаселённой Алматинской области, доля сельского населения которой — одна из самых высоких по РК — составляет более 78%. Фактически одна только прилегающая область уже обладает гигантским потенциалом перетока сельских жителей, а также жителей более мелких городов региона в Алматы.

Нельзя недооценивать и в целом весь многолюдный казахстанский юг — такие области как Туркестанская, Жамбылская, — также регулярно «поставляющий» в мегаполис колоссальную численность внутренних мигрантов для учёбы, работы и в целом для жизни в перспективном городе.

Алматы является одним из лидеров РК по росту численности населения. Так, за 5 лет численность жителей Южной столицы увеличилась сразу на 15,6%, или на 274 тыс. человек, причём речь идёт только о гражданах с алматинской пропиской, не считая пребывающих в городе из других регионов.

На одного проживающего в Алматы формально приходится 28,3 кв. м. жилья, что всё ещё ниже стандартов ООН, причём реальных цифр мы не знаем — слишком велик приток внутренних мигрантов, не числящихся в городе официально.

В условиях неразвитого рынка арендного жилья, который в РК исторически не сложился, дефицит жилплощади влечёт за собой целый ряд неприятных последствий. Здесь и нелегальное проживание в Алматы, и, соответственно, социальная уязвимость приехавших, создающая основу для социальной неустроенности и недовольства, и, нередко, откровенно опасные условия жизни казахстанцев. Это ощутимо тормозит развитие в РК здоровой устойчивой урбанизации и негативно влияет на уровень жизни населения.

 

 

В довесок к имеющимся проблемам в Алматы планируется нововведение: в январе текущего года заместитель акима города Мухит Азирбаев заявил, что в городе ограничат этажность новостроек. По его словам, ограничивается высотность жилых зданий на участках выше проспекта Абая до проспекта Аль-Фараби и улицы Жандосова, от Восточного объездного кольца до улицы Саина. Также запрещается строительство малоэтажных ЖК на горных склонах. В связи с этим предельные параметры высоты зданий в указанных районах — не более 5 и 9 этажей.

Любой запрет, включая взвешенные и разумные, должен предлагать альтернативу, иначе вместо пользы он рискует принести заметный вред. Подобное нововведение несёт с собой целый ряд рисков, которые пока, судя по всему, ничем не перекрываются.

 

 

В целом меры по сокращению этажности домов противоречат многим стратегиям и целям, которые реализуются в стране и в частности в Алматы. Обеспечение казахстанцев жильём и увеличение уровня его доступности прописаны во всех ключевых госпрограммах, как и стимуляция урбанизации.