Усреднённые данные по выбросам на душу населения ничего не говорят о реальном экологическом состоянии казахстанских городов

Усреднённые данные по выбросам на душу населения ничего не говорят о реальном экологическом состоянии казахстанских городов

 

При рассмотрении влияния экологии на человека нередко упоминаются данные подушевых объёмов выбросов в атмосферу. Так, скажем, по данным за 2021 год, на каждого жителя нашей страны приходится 126,7 кг загрязняющих веществ.

Значит ли это, что, грубо говоря, каждый казахстанец вдыхал в день 347 г различных растворённых в воздухе вредных химических соединений? Разумеется, нет. В этом вопросе необходимо понимать, что означает тот или иной показатель и зачем он нужен.

Наша редакция проанализировала методологию экологических индикаторов и выделила основные факторы, которые сильнее всего влияют на чистоту воздуха в крупных городах.

 

 

Если рассматривать ключевые индикаторы загрязнения атмосферного воздуха, которые отслеживает Бюро национальной статистики АСПиР РК, можно выделить четыре наиболее значимых. Это суммарное значение эмиссий, а также выбросы на душу населения, на единицу площади и на единицу ВВП. И если показатели в первой категории — это абсолютные данные, то в остальных трёх — расчётные. Это значит, что они вычислены математически, по сути для «сферической единицы населения/площади/денег в вакууме» и не учитывают экологической нагрузки на крупные города, демографической концентрации и т. д.

В верхней таблице представлена информация по двум из этих расчётных индикаторов. Например, выбросы основных загрязняющих веществ на один кв. км в Казахстане в 2021 году составляли 879 кг (данные за 2022-й пока не обнародованы). Если сравнить цифру с показателями за предыдущие годы, то это на 0,1% меньше, чем в 2020 году, и на 3,6% меньше, чем в 2019-м. А вот в 2017-2018 годах показатели были ниже.

Что касается выбросов загрязняющих веществ на одного жителя страны, то уже упомянутый показатель в 126,7 кг и вовсе можно считать самым низким за все последние годы. Наибольшая антропогенная нагрузка приходилась на 2019-й, когда подушевые эмиссии составляли 134,1 кг.

 

 

В региональном разрезе мы видим, что экологическая нагрузка в разных регионах отличается настолько, что о многих областях усреднённая цифра в 126,7 кг не говорит вообще ничего. Например, в Туркестанской области на каждого жителя приходится всего 14,1 кг загрязняющих веществ, в Алматинской — 22,9 кг, а в Карагандинской — сразу 414,7 кг. Регионом-антилидером, судя по этим данным, является Павлодарская область, где расчётный показатель приближен к тонне: 982,8 кг на человека в год. При этом регион не значится в числе самых экологически загрязнённых территорий нашей страны. Но на этом моменте мы ещё остановимся подробнее позже.

В методических документах БНС АСПиР РК указано, что рассмотренные показатели используются лишь для межгосударственных сопоставлений, чтобы, сравнивая страны между собой, эксперты могли использовать какие-то общие знаменатели. Это делается в соответствии с рекомендациями Европейской экономической комиссии ООН, которых придерживается Казахстан.

Один из примеров использования такой обобщённой информации — рейтинг стран по выбросам углекислого газа, влияющего на глобальное потепление. Объёмы эмиссий СО2 также рассчитываются на душу населения. По информации из базы данных Еврокомиссии (EDGAR), по количеству выбросов парниковых газов в 2021 году Казахстан занимал 182-ю строчку в списке из 208 стран с показателем 11,1 тонны на человека в год. Это много, если сравнивать РК с соседними государствами Центральной Азии или развитыми европейскими странами. Допустим, по этому сопоставлению сразу понятно, что Кыргызстан с показателем в 1,7 тонны оказывает меньшее влияние на экологию планеты, нежели Казахстан. Но это ни в коей мере не значит, что каждый гражданин РК, от жителя столицы до обитателя степного аула, вдыхает такое количество углекислого газа в год.

 

 

За сбор подробной и оперативной экологической информации в Казахстане отвечает РГП «Казгидромет». Ведомство выпускает ежеквартальные, ежемесячные и даже ежедневные бюллетени о состоянии воздушного бассейна. В них публикуются данные о фактической концентрации загрязняющих веществ на метеопостах и их кратности значению предельно допустимой концентрации (ПДК). Именно такая точечная информация намного больше говорит о том, какое экологическое состояние наблюдается в каждом из 69 городов и сёл по всей стране, где есть посты. Для сравнения используются стандартный индекс загрязнения (СИ), привязанный к ПДК, и показатель наибольшей повторяемости загрязнений (НП).

В отчёте за первый квартал текущего года «Казгидромет» отметил, что очень высокий уровень загрязнения наблюдается в четырёх населённых пунктах, три из которых — областные центры и мегаполисы: Караганда, Алматы и Астана (четвёртый город — Абай). В Караганде и Астане отмечаются самые высокие уровни СИ, и во всех трёх городах — самые высокие цифры по повторяемости загрязнений.

В категории высокого уровня загрязнения оказались пять населённых пунктов: Усть-Каменогорск, Семей, Петропавловск, Жезказган и Туркестан. Уже на этом этапе стоит отметить, что наиболее высокие значения СИ ещё не равны напрямую совокупному показателю уровня загрязнения, который включает и другие факторы. Так, в Петропавловске и Жезказгане стандартный индекс загрязнения выше, чем в столице, однако в Астане уровень загрязнения серьёзнее.

Чистым среди областных центров и мегаполисов, к сожалению, можно назвать только один город — Кызылорду.

 

 

Важно отметить, что и эти данные тоже надо воспринимать корректно и не делать поспешных неграмотных выводов. Даже одинаково высокие концентрации и объёмы выбросов в городах могут совершенно по-разному отражаться на общей экологической обстановке в них. Об этом говорят учёные.

Так, скажем, интересное сопоставление ситуации в Усть-Каменогорске и Павлодаре сделали авторы научной статьи, кандидат биологических наук Алевтина Данилова и эколог Жанар Асанова. Они выяснили, что в отдельные годы объёмы выбросов в атмосферу в Павлодаре были выше, чем в Усть-Каменогорске. При этом стандартный индекс Павлодара значительно ниже, чем Усть-Каменогорска: 3 против 5. А теперь вернёмся к среднестатистическим показателям по выбросам на человека и напомним, что в Павлодарской области подушевой объём эмиссий составляет 982,8 кг, тогда как в ВКО — всего 94,2 кг (разница более чем в 10 раз). Вот теперь разница между среднестатистическими обобщёнными и более точечными данными более наглядна.

«В условиях крупных промышленных городов уровень загрязнения приземного слоя воздуха зависит не только от количества промышленных и транспортных выбросов, но и от их вертикального и горизонтального рассеивания, которое определяется, в основном, метеорологическими и природными факторами», — говорится в научной статье.

Тот же Усть-Каменогорск расположен в долине между гор, и это плохо для рассеивания смога. Усугубляется ситуация ещё и тем, что в городе довольно редко бывают ветра. Эту ситуацию называют НМУ — неблагоприятными метеоусловиями. Помимо этого, застраивался город так, что крупные промышленные предприятия оказались в его черте, они находятся рядом с жилыми микрорайонами. Все эти факторы вкупе, даже при меньших объёмах выбросов, чем в других городах, делают столицу ВКО одним из самых неблагоприятных в плане экологической ситуации городов.

 

 

Ещё один принципиально важный момент: существующий объём выбросов в атмосферу в Казахстане — это лишь 7% от общего количества загрязняющих веществ из стационарных источников. 93% улавливается промышленными фильтрами. Например, в 2021 году из 34,3 млн тонн в воздух поступила лишь их небольшая часть — 2,4 млн тонн. Большая часть этих эмиссий — твёрдые частицы. 98,4% из них не вышли за пределы очистных сооружений промышленных предприятий. Газообразные и жидкие вещества пока имеют гораздо более низкую долю уловленного объёма: 50,6%.

К сожалению, газообразные вещества тоже небезопасны. Так, к примеру, недавние исследования показали, что сжигание попутного газа, являющегося побочным продуктом добычи нефти, оказывает негативное воздействие на окружающую среду заметнее, чем предполагалось ранее.

В связи с этим аналитики заявляют, что необходимо увеличение объёмов утилизации попутного газа. Норвегия, например, использует его примерно на 99%, так что это вполне возможно. В РК также есть отличный пример подобного подхода: нефтедобывающая компания ТОО «Тенгизшевройл» прекратила постоянное плановое сжигание попутного газа ещё в 2009 году. В настоящее время более 99% газа реализуется или используется для внутренних нужд компании.

Экопрограмма ТОО «Тенгизшевройл» отличается и другими эффективными мерами. Так, выбросы на тонну добытой нефти за последние 20 лет сократились на 75%. Для этого в компании не раз проводилась технологическая модификация оборудования. В различные экологические мероприятия нефтяной гигант за 20 лет инвестировал более 3 млрд долл. США. Сюда входят не только экопрограммы по атмосферному воздуху, но и затраты на проекты повторного использования воды (доведено до 49%), расходы на переработку отходов (63%) и прочее. Данные приведены по итогам 2022 года.

К слову, в 2019 году почти половина всех объёмов сжигаемого газа в мире приходилась всего на четыре страны: Россию (антилидер с 15%), Иран, Ирак и США. Казахстан в число стран с наибольшими выбросами не входил.