Производители бытовой химии Казахстана проиграли войну за внутренний рынок, зато начали покорять другие страны

Больше половины произведённых моющих средств отправляют на экспорт

 

Рынок моющих, чистящих средств и товаров личного пользования в Казахстане в денежном выражении превысил 563 млн долл. США, увеличившись за год в 4 раза. Это данные только по импортной продукции, которая была ввезена в страну за прошлый год. Если добавить сюда цифры по объёмам реализации товаров отечественных заводов бытовой химии, итоговая сумма увеличится. Правда, незначительно. Это связано с тем, что доля казахстанских предприятий на внутреннем рынке крайне мала.

Роль отечественных производителей можно проследить по балансам ресурсов и использования Бюро национальной статистики АСПиР РК. Так, за январь–май текущего года по четырём укрупнённым товарным группам из шести удельный вес заграничных поставщиков в реализации на внутреннем рынке варьировался от 98% до 100%. Импорт превалировал в продажах зубной пасты, различных чистящих и моющих средств, шампуней, косметики для волос.

Долю в 45,7% казахстанские производители занимали в категории средств для бритья, составов для принятия ванн, дезодорантов. Аналогичными показателями могли бы похвастаться и отечественные мыловары: из реализованных 20,3 тыс. тонн различных видов мыла на территории страны 10,7 тыс. тонн могли быть полностью made in Kazakhstan. Однако на прилавки казахстанских магазинов попала только половина этого объёма, 5,3 тыс. тонн, остальное мыловары экспортировали за границу. В итоге удельный вес казахстанских товаров в категории мыла и поверхностно-активных веществ составил 26,4%.

 

 

Именно в двух категориях, в которых наблюдается экспорт продукции, отмечен и более-менее заметный объём производства. В лидерах «мыльная» товарная группа: в 2022 году казахстанские предприятия произвели 17,5 тыс. тонн жидкого и твёрдого мыла. За первые пять месяцев 2023-го было выпущено 10,7 тыс. тонн таких товаров, рост производства в сравнении с январём–маем прошлого года составил 75,3%.

Почти на 65% за январь–май выросли показатели выпуска моющих средств. За указанный период производители отчитались о производстве 7,9 тыс. тонн различных гелей, кондиционеров для стирки и аналогичных средств для наведения чистоты. В предыдущие пять лет эта ниша неплохо развивалась, ежегодно прибавляя по 15%–38%. Исключительным можно назвать только 2022 год, когда прирост был небольшим — менее 1%. Общий годовой выпуск продукции в этой категории в прошлом году составил 12,9 тыс. тонн.

О значимом собственном производстве можно говорить также в категории средств для бритья, дезодорантов, различных парфюмерных и косметических изделий. По итогам прошлого года было выпущено 5,4 тыс. тонн таких товаров, при том, что в целом по стране продали 11,5 тыс. тонн подобной продукции. Что касается остальных категорий сектора, объёмы их выпуска были относительно небольшими, не достигающими даже 1 тыс. тонн.

 

 

Производство моющих, чистящих средств и товаров личного пользования как одна из подотраслей химической промышленности не очень привлекательно для бизнеса: в секторе высока конкуренция со сложившимися брендами, и стартап требует значительных инвестиционных затрат. Например, эксперты АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта KazIndustry» оценивают стоимость создания производства моющих средств в 1–1,5 млн долл. США. Это одна из причин, по которой в секторе нет очередей из стартаперов и новых амбициозных проектов.

Кроме того, наблюдаются сложности с дистрибуцией на сложившемся годами рынке. Не всегда казахстанские поставщики со своей продукцией могут свободно попасть в крупные торговые сети РК. Об этом говорят сами производители. Именно поэтому крупные казахстанские компании создают филиальные сети в регионах и открывают свои представительства в областных центрах. На это тоже требуются дополнительные ресурсы — и финансовые, и человеческие.

Трудности работы на местном рынке — один из факторов, подталкивающих «мыльный» бизнес выходить на экспорт и искать новые возможности для сбыта. Такую информацию транслировали в СМИ руководители крупных компаний. Например, холдинг «Аврора» через некоторое время после запуска продаж на «домашнем» рынке открыл пять филиалов в России. Казахстанская фирма Goldman&Young ещё на старте своего развития начала экспортировать продукцию в Кыргызстан, а компания «Адал плэнт» много времени потратила на то, чтобы выйти на рынок Китая.

Сравнительные данные по производству и внешней торговле показывают, что при выпуске мыла объёмом в 17,5 тыс. тонн Казахстан экспортирует 10,6 тыс. тонн. Это 60,8%. Такая серьёзная доля экспорта за последние годы менялась лишь незначительно. Основными покупателями продукции казахстанских мыловаров являются Узбекистан (с долей в 48,7%) и Таджикистан (38,7%).

 

 

Высокая импортозависимость в секторе отражается и на ценах: удорожание продукции уже давно выходит за пределы средних цифр инфляции. Например, в июне этого года моющие и чистящие средства в РК выросли в цене на 36,2%, товары личного пользования — на 24,6%. При этом общее годовое удорожание непродовольственных товаров было в пределах 15,8%, а средний показатель инфляции составил 14,6%.

Впрочем, летний уровень подорожания — это ещё цветочки в сравнении с тем, как менялись ценники на продукцию в секторе в начале этого года. В январе–марте статистики фиксировали удорожание товаров для наведения чистоты на 51,5%–53,9%, продукции для личного пользования — на 40%. Максимальный рост цен был отмечен на хозяйственное (на 90,3%) и туалетное мыло (на 53,8%).