Сейсмоустойчивое строительство: мифы государственного регулирования и ответственность подрядчиков
29 марта 2024
10615
Мартовское землетрясение в Алматы вновь подняло волну общественного обсуждения проблем качества строительства. Эта тема актуальна как для Южной столицы, где высоки темпы стройки и сейсмическая активность территории, так и для остальных регионов. Именно из городов областного значения, небольших населённых пунктов последние несколько лет идёт поток жалоб новосёлов. Проблематика в регионах и мегаполисах общая: многочисленные нарушения строительных регламентов со стороны подрядчиков, отсутствие жёсткого контроля за качеством от госорганов. Редакция Energyprom.kz проанализировала тему и выяснила, что ситуация с качеством строительства в стране на самом деле сложная. Однако претензии предъявляют, как правило, небольшим компаниям, не имеющим внутренней экосистемы строгих технических регламентов. Об этом чуть позже.
За прошедший год количество административных правонарушений в строительной сфере в РК выросло на 35,1%. Судя по данным Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры (КПСиСУ ГП) РК, за январь–декабрь 2023-го было зарегистрировано 5,2 тыс. таких административных дел. Самое распространённое нарушение, оно же одно из самых грубых — строительство без проекта или с проектом, но без экспертизы. В прошлом году по всей стране было зарегистрировано 1,7 тыс. таких фактов. Второе место по количеству нарушений занимает строительство объектов без технического, авторского надзора: 1,1 тыс. фактов. В сравнении с 2022 годом число административных дел по этой статье выросло на 28,2%. В три раза больше стало нарушений при проведении экспертных или инжиниринговых работ на строительных объектах и в два раза больше — фактов несоответствия стандартам приёмки и ввода в эксплуатацию.
Уголовные дела за недоброкачественное строительство в Казахстане — редкость. За прошлый год по статье 278 УК РК было зарегистрировано всего 5 таких дел, годом ранее — 3.
Предпосылки многих перечисленных нарушений проистекают из несовершенства действующего законодательства. Такой вывод можно сделать из сопроводительных документов к проекту нового Строительного кодекса, который находится на обсуждении в мажилисе парламента. В частности, в сравнительной таблице к законопроекту говорится: «Зачастую на отдельные изделия и материалы гарантия составляет максимум один год. В данных обстоятельствах подрядчик не имеет возможности гарантировать качество товара». Предлагается закрепить в законодательстве исключение по общему гарантийному сроку на отдельные конструкции или материалы, по которым производителями указаны свои сроки эксплуатации. С одной стороны, это фактически снимает со строителей часть ответственности в случае рисков в рамках гарантийного срока, с другой — стимулирует подрядчиков использовать стройматериалы с более длительной гарантией.
Выходит, фактически вопрос выбора материалов, их качества лежит в плоскости ответственности подрядчиков, а не государства. Это один из принципов саморегуляции строительного рынка. И здесь на первый план выходит именно внутренняя система строгих требований и регламентов, по которым работает строительная компания. К сожалению, в стране предостаточно примеров недоброкачественного строительства фирмами-однодневками, которые возводят дома с многочисленными нарушениями и исчезают.
Только за прошлый год специалистами Управления градостроительного контроля Алматы было выявлено 1,1 тыс. нарушений в сфере строительства — на 13% больше, чем двумя годами ранее. Госинспекторами в суды было подано 86 исков о сносе незаконных объектов (плюс 62,3%). Вот лишь некоторые компании из чёрного списка.
Для Алматы строгое соблюдение нормативов особо важно из-за повышенной сейсмической опасности. Несмотря на то, что в РК существуют государственные нормативы по строительству в сейсмических зонах, в мегаполисе продолжают появляться непонятные конструкции, в том числе кирпичные, возведённые безо всяких СНиПов и даже без проектов. А ведь для сейсмических территорий, к которым относится Южная столица, предъявляются более высокие требования. Например, арматура должна применяться большего диаметра — 22–28 мм (для несейсмических районов — 12–16 мм). Фактически в два раза толще должны быть стены и фундаментные плиты.
Выдерживать такие стандарты, как правило, могут только крупные компании, обладающие накопленным опытом и внутренней системой контроля. Например, Kusto Group использует технологии раскатных свай под строительными объектами в Алматы.
BI Group при строительстве объектов в Алматы изготавливает более плотную армированную сетку, чем в других городах, а проектирование жилых домов разрабатывает по методологии АО «КазНИИСА», которая легла в основу нормативов страны и считается одной из самых передовых в мире. «Несущие конструкции жилых объектов компании выполняются из монолитного железобетона, который является одним из самых прочных и надёжных материалов, способным обеспечить устойчивость к сейсмическим воздействиям. Проекты проходят двухэтапную проверку на соответствие нормативным требованиям по надёжности, включающую внутреннюю и государственную экспертизы», — отмечают в холдинге.
В свою очередь, BAZIS-A подчёркивает, что при строительстве жилых комплексов компания руководствуется исключительно строительными нормами и правилами РК для строительства в сейсмических районах. Контроль над качеством строительства осуществляется авторским и независимым техническим надзором, а также собственной службой контроля качества компании.
Другой немаловажный вопрос, который казахстанцы часто задают в своих жалобах — почему проекты жилищного строительства не всегда проходят государственную экспертизу и строятся без надзора со стороны госорганов. В новом Строительном кодексе эти вопросы как раз поставлены ребром.
По данным Министерства промышленности и строительства РК, в прошлом году 86% объёма рынка услуг по экспертизе в строительстве принадлежало частным компаниям, и только 14% — государственной. Теперь же предлагается монополизировать рынок этих услуг и полностью передать его в ведение государства.
И последнее. Согласно существующему законодательству, государственные инспекторы в сфере строительства могут проверять качество проводимых работ только на основании жалобы. Просто так прийти на объект и посмотреть, как он строится, нельзя. В новом проекте кодекса предлагается изменить это положение дел, внедрить меры оперативного реагирования и планового инспектирования строительного объекта со стороны ГАСК. Помогут ли новые меры навести порядок на строительном рынке Казахстана, станет известно только через несколько лет.
Популярные статьи
Смотреть всеРыбоводство как стартап: благодаря господдержке в РК резко вырос интерес бизнеса к выращиванию рыбы
Запасы аквакультуры в Казахстане за несколько лет увеличились в 3,4 раза В Казахстане наблюдается активный рост производственных показателей в рыбоводстве. Читать далее...
11 января 2024
103661
В какие страны Казахстан экспортирует больше всего муки?
Производство муки в стране выросло на 1% За январь–октябрь 2023 года в РК произвели 2,7 млн тонн муки из зерновых Читать далее...
29 декабря 2023
103276
«Железные кони» рвутся в путь: выпуск легковых автомобилей в РК подскочил на 42%
Рост производства, активная локализация и новые заводы: как развивается автопром РК? Машиностроение Казахстана становится локомотивом сегмента переработки, причём как Читать далее...
16 октября 2023
102399
Действительно ли лесникам увеличили зарплаты на 100%?
Проверяем, как выполняются обещания по оснащению и финансированию лесной отрасли Прошло полгода после масштабного лесного пожара, произошедшего в резервате «Семей Читать далее...
10 ноября 2023
102319
Продажи сигарет в РК взлетели на 69% за год
Производство табачных изделий за январь–декабрь 2023 года составило в стоимостном выражении 283 млрд тг, против 287,9 млрд тг за аналогичный Читать далее...
30 января 2024
99900
На объекты ВИЭ приходится уже почти 6% выработки электроэнергии в РК. Это всё ещё очень мало, но заметно лучше, чем было ранее
По итогам прошлого года инвестиции в основной капитал в сфере производства электроэнергии в РК достигли 451,4 млрд тг — на Читать далее...
29 января 2024
98889
Может ли в Казахстане повториться ЧП с оторвавшейся дверью самолёта Boeing 737 MAX 9?
Неожиданное продолжение получил инцидент с оторванной во время полёта дверью самолёта Boeing 737 MAX 9, который 5 января этого года Читать далее...
1 февраля 2024
97076
Сотни строительных объектов в РК возводятся без лицензий и разрешений
Проблемы, связанные с деятельностью недобросовестных застройщиков и обманом дольщиков, остаются крайне актуальными в РК. Время идёт, предпринимаются меры, но население Читать далее...
20 февраля 2024
96715
Женщины руководят каждым четвёртым сельхозпредприятием в РК и зарабатывают при этом больше мужчин
В РК увеличилась доля компаний — производителей сельскохозяйственной продукции, которыми управляют женщины. Теперь каждое четвёртое (27,5%) фермерское хозяйство, компания или Читать далее...
31 января 2024
96285
Кондитерские изделия подорожали на 12%, булочки и прочая выпечка — на 14%
В некоторых регионах рост цен был значительно выше Сладости для казахстанцев очень важны. С чем же пришлось столкнуться закупившимся к Читать далее...
12 января 2024
94948
Потребление мяса и мясопродуктов в Казахстане увеличилось на 4%
В то же время цены на мясо и мясные продукты выросли на 9% За январь–сентябрь текущего года в РК произвели Читать далее...
3 ноября 2023
91576
По темпам развития МСБ Талгарский район стал одним из лучших в Алматинской области
В районе работают около 20,4 тысячи предпринимателей В первом полугодии 2023 года в Алматинской области работали 133,5 тыс. субъектов малого Читать далее...
15 января 2024
91161
Свинина подорожала на 8% за год
Поголовье свиней в РК сократилось на 4%, падёж увеличился на 14% По итогам января–ноября 2023 года в стране произвели 21,9 Читать далее...
16 января 2024
90978
Автопром — один из драйверов обрабатывающей промышленности РК
Три из пяти проданных в Казахстане автомобилей — местного производства Промышленность РК за 2021 год показала рост на 3,8% по Читать далее...
13 апреля 2022
90761
Пассажироперевозки по железной дороге, как и грузоперевозки, выросли на 2% за год
Доходы предприятий в секторе за неполный год уже составили 1,5 триллиона тенге За январь–ноябрь 2023 года железнодорожным транспортом перевезли 18,2 Читать далее...
25 декабря 2023
90155