Власти готовы одолжить 200 миллиардов тенге тем, кто придумает, куда девать мусор. Поможет ли это быстро решить многолетние проблемы с ТБО?

В прошлом году Казахстан на несколько процентных пунктов скатился в показателях переработки твёрдых бытовых отходов (ТБО). Если в 2022-м доля переработанных ТБО составляла 25,4%, то в прошлом году — уже 23,9%. Причина не в динамике показателей мусороперерабатывающих заводов, а в ошибках при расчётах. Оказывается, до 2023 года в столице неверно указывали долю переработанных отходов: 75,2%. Однако, по данным Министерства экологии и природных ресурсов (МЭПР) РК, это был показатель не переработанных, а отсортированных коммунальных отходов. На самом деле доля переработки ТБО в главном городе страны составляет всего 17,1%. Именно ошибочные данные Астаны до 2023 года влияли на общереспубликанский показатель и представляли его более высоким, чем он был в действительности. Корректировка данных за 2021-2022 годы в отчётах Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК не представлена. Не исключено, что тогда показатели были ниже.

После пересчёта общереспубликанского показателя в 2023 году оказалось, что достичь запланированных 27% к концу периода не удастся. В итоге доля переработки не выросла, а даже уменьшилась. Что касается объёмов собранных отходов, они незначительно сократились. За прошлый год в Казахстане собрали 4,1 млн тонн ТБО (минус 4,7% к 2022-му).

Согласно Концепции по переходу Казахстана к «зелёной» экономике, до 2030 года индикатор переработки коммунальных отходов в стране должен составить 40%. Будет ли достигнут этот показатель, пока неизвестно, ведь за последние годы в стране накопилось множество проблем на каждой ступени системы управления отходами. Начнём с того, что лишь четыре из пяти казахстанцев имеют возможность выбрасывать мусор в специальные контейнеры, которые опустошают и вывозят коммунальные службы. По данным МЭПР РК, 19% казахстанцев вовсе не имеют доступа к услугам по сбору и вывозу ТБО. У сельчан, отапливающих свои дома углём, ещё одна сложность — им некуда сдавать золу.

Вторая большая проблема — медленное развитие инфраструктуры. По словам министра экологии и природных ресурсов РК Ерлана Нысанбаева, озвученным им на площадке Службы центральных коммуникаций 5 февраля, в настоящее время в стране не хватает 82 тыс. контейнеров. Коммунальные предприятия в крупных городах рапортуют о том, что им недостаточно техники для вывоза мусора. И главное: в стране лишь небольшая часть мусорных полигонов построена по современным стандартам экологической безопасности. Из 3 тыс. полигонов только 20,6% соответствуют санитарным нормам. Остальные или переполнены, или не узаконены, или используют устаревшие методы уплотнения мусора.

Эти барьеры вкупе с запретом захоронения строительных отходов на общих полигонах порождают следующую большую проблему — постоянное образование стихийных свалок. Помимо низкой экологической культуры населения, о которой часто говорят чиновники, причиной такой ситуации становится отсутствие у граждан условий, позволяющих регулярно и не слишком дорого сдавать отходы коммунальной компании. «Дешевле заплатить штраф, чем сдать мусор на полигон», — сказали чиновники и предложили увеличить размеры финансового наказания за складирование мусора в неположенных местах. Статистика показывает, что количество появляющихся незаконных свалок в стране ежегодно исчисляется тысячами. В прошлом году таковых было обнаружено 5,5 тыс., из них ликвидировано 86%. Судя по тому, что их число всё равно остаётся высоким, выяснение причин образования несанкционированных свалок не является ключевой задачей. Власти рапортуют только о ликвидации свалок по факту обнаружения.

Чтобы систематизировать все проблемы и составить план действий, акиматы должны были ещё до 1 ноября 2023 года разработать и утвердить свои индивидуальные программы управления отходами. Однако к концу 2023-го 75% акиматов даже не начали делать эту работу. На заседании правительства 19 декабря глава профильного ведомства предложил продлить сроки теперь до 1 июля 2024 года. В задачи акиматов входят выделение и оформление земельных участков под полигоны, подведение необходимой инфраструктуры, работа по привлечению инвесторов в рамках государственно-частного партнёрства (ГЧП) для строительства сортировочных линий и мусороперерабатывающих заводов.

Судя по многочисленным публикациям в СМИ, вопрос партнёрства между государством и бизнесом в сфере управления отходами в прошлом году был дискредитирован в глазах предпринимателей. Вот несколько примеров, которые приводили на своей страничке представители саморегулируемой организации «Казахстанская ассоциация по управлению отходами KazWaste». В июле прошлого года акимат Алматы обвинил крупнейшую компанию по вывозу мусора в монополизации рынка, после чего решил разорвать договор ГЧП. В Актобе местные власти также прекратили сотрудничество с коммунальным предприятием, и в итоге мусор из города не вывозили три недели. Чтобы не чувствовать тошнотворного запаха, жители были вынуждены летом закрывать окна. В Риддере мусоровывозящая компания ТОО «Фирма Эталон» в рассылках потребителям заявила, что не может больше работать себе в убыток при низком тарифе. Вместо помощи компания получила от департамента Агентства по защите и развитию конкуренции по ВКО предостережение о нарушении законодательства. По мнению экспертов KazWaste, «проблема с тарифами и с низким сбором оплаты за сбор и вывоз отходов является общей по всему Казахстану. Компании стараются справляться с объёмом работ, несмотря на сложившуюся ситуацию».

На этапе переработки свои сложности. Из-за низкого уровня раздельного сбора ТБО (хотя бы по фракциям «мокрые» и «сухие»), их сортировка проводится вручную. Доля мусора, пригодного для переработки, остаётся небольшой. Бизнесу на этапе сортировочных линий интересно изымать только то вторсырьё, которое возможно переработать или продать. Как правило, это бутылки ПЭТ и другие полиэтиленовые изделия, макулатура, бытовая и компьютерная техника, шины. Предпринимательский интерес к рынку вторсырья можно проследить по интерактивной карте пунктов приёма, публикуемой Национальным банком данных о состоянии окружающей среды Tabigat.gov.kz при МЭПР РК. По данным на 5 марта 2024 года, в каждом регионе и мегаполисе есть пункты приёма пластмассы и макулатуры. Бытовую технику можно сдать только в 13 из 20 регионов страны, древесину — всего в трёх, отработанные фильтры — лишь в Актюбинской области. Фандоматы пока установлены только в Астане.

Согласно данным МЭПР РК, в 2024–2026 годах бюджет готов выделить 200 млрд тг на финансирование проектов запуска новых заводов по утилизации и переработке отходов с учётом передового европейского опыта. В предварительный пул вошли 11 проектов на сумму 60 млрд тг. Эти деньги государство готово дать взаймы под 3%. Выстроится ли очередь за деньгами после того, как в стране почти 1,5 года не функционировала система государственного субсидирования и без этой помощи более 100 частных компаний по сбору и переработке ТБО обанкротились и закрылись?